В милицию продолжают поступать сообщения о граждан, которые стали жертвами мошенников, представлявшихся правоохранителями, операторами сотовой связи, работниками «Энергосбыта», «Минскводоканала», «Белтелекома», «Белпочты» и т. д. О некоторых из последних таких случаев корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал начальник ОПК Ленинского РУВД столицы Виталий Галочкин, также он дал действенные советы о том, как не стать жертвой аферистов.
Одной из жительниц района пришло SMS-сообщение якобы от службы доставки о поступлении на склад посылки. Там же была прикреплена ссылка, перейдя по которой необходимо было уточнить информацию об адресе получателя и иные данные. Дочь минчанки действительно ждала подарок от знакомой из-за границы, поэтому женщина поверила и перешла по ссылке. После регистрации и ввода данных банковской карты для оплаты услуги со счета женщины были списаны 4 тыс. рублей. В банке странные манипуляции со счетом вызвали подозрения и его заблокировали, благодаря чему часть денег удалось сохранить.
Правоохранитель пояснил, что мошенники прислали женщине фишинговую ссылку, перейдя по которой она попала на сайт, созданный аферистами, и ввела реквизиты своей банковской карты, тем самым предоставив им доступ к своему счету. Офицер напомнил, что в подобных ситуациях информацию о поступлении посылки можно уточнить в ближайшем почтовом отделении, также проверить ее статус можно на официальном сайте «Белпочты». При этом ни в коем случае не следует переходить по ссылкам и вводить реквизиты своих банковских карт.
Есть еще один вариант схемы обмана, когда мошенники представляются работниками «Белтелеком». Так, например, в мессенджере 71-летней жительнице Ленинского района позвонили незнакомцы, которые представились операторами связи и предложили продлить пакет услуг на телевидение. Женщина предположила, что ей звонят мошенники, и положила трубку. Но при этом согласилась перейти по ссылке, которая пришла в SMS-сообщении, скачать и установить приложение.
Спустя время минчанке позвонили и сообщили, будто с ее банковского счета были списаны деньги. Чтобы обезопасить оставшиеся средства, женщине посоветовали задекларировать их. Пенсионерка взяла все свои накопления — более 16 тыс. долларов — и в банке открыла новый счет, куда зачислила всю сумму. Через ранее установленное приложение мошенники получили все логины, пароли и коды для интернет-банкинга пенсионерки, что позволило им похитить все ее накопления.
В. Галочкин подчеркнул, что и в этом случае главное правило — не переходить по ссылкам, которые присылают незнакомцы, и не устанавливать приложения на мобильный телефон по просьбе третьих лиц.
Также в столице фиксируются случаи обмана от имени представителей «Минскводоканала» и «Энергосбыта», которые узнают личные данные минчан под предлогом замены счетчиков.
Так, минчанке на домашний телефон позвонил «представитель» «Энергосбыта». Под предлогом уточнения данных для замены счетчика собеседник узнал личные данные женщины, в том числе серию и номер паспорта. В то же время в мессенджере раздался звонок лжеправоохранителя, который сообщил, что жертва разговаривает не с энергетиком, а с мошенником, убедил ее повесить трубку и срочно «задекларировать» хранящиеся дома сбережения. Потерпевшая собрала все наличные и перевела на указанный собеседником счет.
— Работники соответствующих организаций во время звонка жильцам могут узнать лишь дату и время, удобные для визита и проведения сверки показаний счетчиков. Никакие личные данные при этом не уточняются, — рассказал милиционер. — В случае каких-то сомнений можно позвонить в организацию по территориальному нахождению и уточнить, является ли данный работник представителем той или иной госорганизации.
Также офицер напомнил, что правоохранители, операторы сотовой связи, сотрудники банков не звонят гражданам по рабочим вопросам в мессенджерах, не просят оказать содействие в поимке злоумышленников, продлить договор на оказание услуг или взять кредит. Если вам поступил подобный звонок, немедленно прекратите разговор, сохраните идентификаторы звонившего и сообщите о произошедшем в милицию.