Нужны ли Минску перехватывающие парковки, и как их организовать, если все «козырные» места заняты

Есть ли в Минске перехватывающие парковки и как убедить автомобилистов ездить в центр города на общественном транспорте, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Разгрузить центр крупного города от обилия машин, тем самым уменьшив количество пробок в нем, а значит, благотворно повлиять на экологическую ситуацию — таковы главные цели создания перехватывающих парковок. Живет, например, человек в пригороде, откуда без машины до столицы добраться сложно. Доезжает он до города на личном авто, оставляет его на такой стоянке и пересаживается на общественный транспорт в расчете на то, что быстро и удобно (ключевые слова!) доберется до места назначения.

Несмотря на то что термин «перехватывающие парковки» используется в Минске не первый год, реальная ситуация оптимизма не вызывает.

Опыт многих стран показал: такие стоянки эффективны, если размещаются не дальше 150 м от станций метро, хабов и так далее. Кроме того, постой в них обычно недорогой по сравнению с парковками в центре, нередко они вообще бесплатные. А во многих городах их клиенты могут со скидками купить билеты на общественный транспорт. Такая ценовая политика стимулирует водителей выбирать именно Park & Ride.

Время, деньги

Сколько перехватывающих парковок в Минске и можно ли считать таковыми имеющиеся в городе? Существуют разные мнения. Одно бесспорно: в нашей столице в этом смысле — особенный опыт, отнюдь не способствующий решению проблемы растущей автомобилизации. В свое время городские власти слишком часто давали добро на строительство возле периферийных станций метро не перехватывающих парковок, а более выгодных в коммерческом плане объектов — торговых центров и жилых комплексов. Теперь пожинаем плоды. Есть ли возможность скорректировать существующую ситуацию и выстроить планы на будущее с учетом прежних ошибок?

Несколько лет назад на одной из пресс-конференций представители ГО «Гаражи, автостоянки и парковки» объявили, что в столице появились несколько «перехваток». Одна из них расположилась на ул. Радиальной, 18. Однако автовладельцу, оставившему здесь свою машину, нужно проехать две остановки наземным транспортом, чтобы добраться до ближайшей станции метро. Похожая ситуация с автостоянкой на ул. Н. Орды, 32а. К стоянке на пр. Независимости, 167, хотя она и расположена недалеко от станции «Борисовский тракт», нужно на машине ехать окольными путями.

— За время, прошедшее с тех пор, как мы обозначили эти стоянки перехватывающими, ими пользовались в этом качестве единицы, в основном неопытные водители, которые боятся ездить в центре на машине, — рассказал главный инженер ГО «Гаражи, автостоянки и парковки» Петр Прудников. — Вряд ли стоит удивляться. С апреля тариф 10 копеек в час, вроде бы невысокий. Но за 9 часов — 90 копеек плюс талоны-жетоны туда и обратно на транспорт. Получается больше 3 рублей в день. 10 раз подумают: нужна ли такая перехватывающая стоянка, с которой ехать нужно с пересадками, да еще за такие деньги?

Такой расклад

— Прежде в столице этой теме не уделяли достаточно внимания, поэтому большинство площадок, более подходящих для таких парковок, уже застроены другими объектами, — считает начальник отдела улично-дорожной сети и транспорта УП «Минскградо» Владимир Прищепов. — Сегодня Минск имеет у периферийных станций скоростных видов транспорта хорошие общественные пространства — торговые центры с парковками. Но нет понятных правил использования последних. О взаимовыгодном использовании этих парковок нужно договариваться с владельцами торговых объектов, ведь благодаря созданной городом инфраструктуре они имеют больше покупателей. Кстати, некоторым инвесторам при выдаче разрешения на строительство ставилось условие, чтобы их парковками могли пользоваться не только клиенты, но и те, кто приезжает из пригорода или со столичных окраин.

Что имеем сейчас, и как в будущем может решаться эта проблема на периферийных концах метро

1-я линия. О стоянке возле станции метро «Борисовский тракт» мы уже упомянули. На другом конце линии, у станции «Малиновка», кроме парковки гипермаркета, вариантов нет. По словам В. Прищепова, если будет принято решение о дальнейшем развитии территории Щомыслицы, там появятся объекты большого притяжения населения и, возможно, туда дотянут ветку подземки. В этом случае перехватывающую стоянку нужно будет размещать у новой станции метро.

2-я линия. На Партизанском проспекте единственная парковка, близкая к понятию «перехватывающая», принадлежит торговому центру возле станции метро «Могилевская». Другого варианта здесь не предвидится, пока не продлят линию метро до Шабанов, а там есть место под такой объект на 600 машино-мест. Возле станции «Каменная Горка», кроме парковок у торговых центров, такого места нет. Раньше собирались продлевать линию до пересечения ул. Притыцкого и Каменногорской, где планировалась небольшая парковка. Но вряд ли станция появится там в обозримом будущем.

3-я линия. Возле станции «Слуцкий Гостинец» территория еще не застроена. Есть свободная площадка, на которой потенциальный инвестор, по мнению В. Прищепова, должен обустроить большую перехватывающую парковку. В Зеленом Луге, где запланирована последняя станция 3-й линии — «Логойская», казалось бы, территория застроена. Но специалисты уверены, что там обязательно нужен транспортно-пересадочный узел. И сооружение перехватывающей стоянки на 5 000 машино-мест предусмотрено в районе пересечения Логойского тракта и МКАД. Правда, расстояние от нее до конечной станции метро — 700–800 м.

— У городских властей при этом останется задача заинтересовать людей, например, с помощью траволаторов, чтобы им было выгодно оставлять машины на парковке, а в город ехать на метро. Или, не дожидаясь открытия «Логойской», организовать шаттл-бас для доставки автомобилистов к станциям первой линии, — отмечает В. Прищепов. — Логойский вход в столицу и сейчас один из самых загруженных. Когда будет заселена Новая Боровая, транспортная нагрузка увеличится на пр. Независимости и Логойский тракт. Если ничего не предпринять, этот въезд в город всегда будет в топе утренних новостей из-за пробок, аварийных ситуаций, жалоб.

 А как у них

  • В Москве вблизи станций метро действует более 20 перехватывающих парковок. До 2020 года планируется открыть еще около 60 вместимостью более 21 тыс. машино-мест. Воспользоваться такой парковкой можно бесплатно при условии осуществления не менее двух поездок на метро.
  • В Вене все автостоянки Park & Ride расположены рядом со станциями метро. Стоимость парковки — 3,4 евро в сутки, 17,1 — в неделю, 63,6 — в месяц.
  • В Стокгольме на окраинах города оборудовано более 20 перехватывающих стоянок. Стоимость услуги на них невысока: на обычной парковке оставить машину на час стоит 10–30 крон (1–3 евро), на Park & Ride — 15–20 крон в сутки (1,5–2 евро).
  • В Праге охраняемая парковка Park & Ride с утра и до вечера обойдется в 20 чешских крон.

 Фото Тамары Хамицевич

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ