В минской школе учителем начальных классов работает мужчина. Спойлер: он классный!

Геннадий Лабаченя с детства мечтал стать милиционером, пока в 10-м классе ему не поручили провести зарядку у младших школьников. Посмотрел, что те его слушают, он имеет на них влияние, и неожиданно поступил в педагогический вуз. Окончил с красным дипломом и хотел было уже пойти передавать знания ребятишкам, но парня распределили в его же университет — преподавать студентам. И только спустя более 20 лет он вошел-таки в детский коллектив — стал учителем начальных классов! Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала, как Геннадий справляется с маленькими детьми, как его воспринимают ребята и какие трудности встречаются в образовательном процессе.

учитель начальных классов мужчинаСамоделкин

В его классном кабинете пару лет назад установили экспериментальные парты. Столешницы в них расположены под наклоном, внизу есть опора для детских ножек. Комплект «растет» вместе с учеником: парту и стул можно регулировать по высоте. Но на такую мебель у Геннадия Яковлевича есть свой — мужской взгляд.

— Cами доработали конструкцию. Соорудили на столах стойки для хранения карандашей и ручек, где-то отрегулировали крепления. А также по рекомендации ортопеда заменили подставку для ног на более широкую, — вспоминает учитель.

Чтобы приучить ребят правильно ею пользоваться (ступня должна полностью лежать на перекладине), он придумал хитрость.

— Дети, когда садимся за парты, что делаем? — спрашивает у третьеклассников.

— Давим на сцепление, газ и тормоз! — хором отвечает класс.

— Через шутку и игру учимся правильно сидеть. Это поможет сформироваться и правильной осанке, и красивому почерку, — замечает наставник.

В своем классном помещении он не просто педагог, а еще слесарь, сантехник и дизайнер. Например, сам заменил мойку и смеситель. И поставил рядом… большущее мусорное ведро.

— В других классах к середине второго урока около кулера с водой такой беспорядок, тара через край крохотного ведра вываливается. А у нас чисто, — улыбается Г. Лабаченя.

начальная школаВозле двери педагог повесил полку с ячейками для хранения мобильных телефонов. Дети приходят на первый урок и оставляют там свои гаджеты. И забывают про них на весь учебный день.

— А чем на переменах тогда занимаетесь? — спрашиваю у ребят.

— В шахматы играем!

Этому интеллектуальному занятию Геннадий научил их еще в первом классе. Прогресс налицо — некоторые ученики его уже обыгрывают. А также сами становятся наставниками для младших: в класс заходят дети, которые освобождены от физкультуры, и ученики Лабачени дают им шахматные уроки.

Форменный порядок

У 3 «А» своя форма. На жилетах — погоны с отличительными знаками: есть герб класса, школы и Минска.

— У отличников, например, вышита золотая корона, — замечает наставник.

Ученик Миша с гордостью рассказывает про свою форму. У него тоже есть особенные погоны, потому что он заместитель старосты.

— Я отвечаю за дежурство в классе и слежу, чтобы те, чья очередь убирать, делали это хорошо, — поясняет мальчишка.

— А иначе?

— Иначе придется мне убирать вместо них, — смеясь, отвечает Миша.  Правда, такого не было.

На физкультуре у ребят тоже единая форма. Настоящая, как у профессиональных спортсменов. На спинке футболки — фамилия ученика и номер, который можно выбрать самостоятельно. Кто-то, например, захотел номер 1.

— Чтобы везде быть первым?

— Во время построения! — уточняет Геннадий Яковлевич. — У нас на физкультуре дети располагаются в шеренге не по росту, как это обычно происходит, а по порядковым номерам.

У нескольких школьников замечаю на спине десятки. Грезят о хороших отметках? Мне объясняют, что это игровой номер легендарных футболистов Месси и Пеле. Вот и получается, что у каждого своя магия чисел.

Кстати, есть вопросы и к внешнему виду учителя. Несмотря на то что наставник недавно отметил 50-летие, он выглядит, как бойскаут.

— Пробовал ходить на занятия в классическом костюме — неудобно. Мы с ребятами на перемене можем потанцевать, каждое утро делаем зарядку, бегаю, играю с ними на улице, в спортзале, езжу на велосипеде. Кроме того, не хватает карманов! Многие вещи должны быть постоянно под рукой: ключи, очки, кубик Рубика… Пошел в магазин и купил себе военные штаны — совсем другое дело, — с улыбкой говорит Лабаченя.

Милицейскую куртку ему подарил брат. Со слов учителя, он внес дизайнерскую нотку: вышил на спине слово «классный». Есть и второй комплект одежды, где огромными буквами написано: teacher (в переводе с английского — «учитель»).

— Очень полезная вещь, когда к нам приезжают иностранцы, — поясняет педагог.

На принципе доверия

В классе у Г. Лабачени 27 учеников. Большая часть — мальчишки. Шутит, что девчонки в дефиците. Но и те особенные — разбираются в моделях авто, играют в кубики и футбол.

— Придерживаемся правила: девочка всегда права, даже если сама кого-то обидела. Так у будущих мужчин формируется уважительное отношение к женщинам, — замечает учитель.

Своих учеников наставник старается называть по имени и отчеству.

Одна из главных проблем в детском коллективе — буллинг. И в первую очередь учитель должен следить за тем, чтобы в классе не появлялись белые вороны, на которых остальные выливают свою агрессию.

Его принцип — быть дальновидным, избегать возможных острых моментов. Если ребенок — сирота, то продумать, как корректно обсудить в классе тему благополучия в семье.

— Многие родители со своими сыновьями и дочерьми не танцуют, не бегают, не прыгают, — с грустью констатирует педагог.  Они не в курсе, в какие игры играют их чада, какую музыку слушают. Я про своих ребят порой знаю больше, чем их мамы и папы.

Геннадий считает, что у современных детей есть дефицит мужского воспитания и внимания. Отцы заняты зарабатыванием денег, а кого-то и вовсе растит одна мама. Иногда в разговоре с учителем малыши забываются — нет-нет да и назовут его случайно папой. Наставник поинтересовался у психолога, нормально ли это. Оказывается, у ребят такое происходит подсознательно, когда есть доверие к чужому взрослому.

Фото Ирины Малиновской

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ