izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

В молоко бросали лягушек, чтобы не испортилось. Как холодильники изменили жизнь минчан

Что делали минчане, чтобы сохранить продукты во времена, когда еще не существовало холодильников и как эти агрегаты изменили нашу жизнь — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

hq720

Включаешь — работает

Наверняка некоторые помнят знаменитую фразу из монолога Михаила Жванецкого о советской бытовой технике: «Купил, включил — не работает!» Однако есть и противоположные примеры из личного опыта.

В 1971 году близкие приобрели холодильник «Минск-5». 40 лет не чинили, работал агрегат отменно, падал во время переездов, но ему все было нипочем. Потом увезли на дачу, где он прослужил еще пять лет. Не сломался. Затем семь лет он простоял под навесом на улице — и в зимнюю стужу, и в летнюю жару. И вот в 2023-м, когда «Минску-5» было 52 года, подключили его к удлинителю, запустили — тарахтит с отдачей. Отмыли, покрыли внутри белой краской из баллончика, а снаружи — ярко-желтой. Вернули на веранду. Трудится по сей день!

Холодильник давно стал чем-то само собой разумеющимся. А ведь массово он вошел в обиход лишь в 1950–1960-е.

Кстати, сейчас никто не задумывается, что мясные деликатесы, например сыровяленый окорок, ветчина, бастурма и им подобные, появились не от вдохновенного желания поваров-гурманов создать шедевр. Людей вынуждало стремление подольше сохранить сырой продукт.

В советские времена, до появления холодильников, граждане не закупали скоропортящиеся продукты на много дней вперед. Тем более что этому способствовала экономическая модель под чутким партийным руководством. В одни руки не отпускали большое количество товара. В разные периоды действовали лимитные талоны и ограничения. Но те, кому удавалось достать скоропортящийся деликатес, знали, как его сохранить. Копченую колбасу подвешивали возле печи или плиты — она подсыхала и не портилась. Рыбу заливали постным маслом, чтобы не проникал кислород, способствующий росту гнилостных бактерий. Если удавалось сделать домашние колбасы, их заливали смальцем, действовавшим как внешний консервант. Также скоропортящуюся снедь заворачивали в просоленную ткань. Овощи солили и квасили.

В холодную пору года было проще: продукты хранили на балконах, в межоконных проемах, вывешивали в торбах на специально оборудованный крюк за форточкой. Правда, на первых этажах продуктовые сумки воровали. Злоумышленники могли снять их и с форточки второго этажа — с помощью багра или палки.

scale 1200 4

На выдумку хитры

Частные жилые застройки в довоенные и первые послевоенные годы в Минске находились не только на окраинах, но и в центре. В каждом доме имелся погреб, откуда даже в жару веяло холодком. Иногда подпола оказывалось достаточно. Некоторые изготавливали из досок лиственных деревьев ледник — нечто вроде морозильного ящика. Пилили на Свислочи лед, привозили его кубы в этот подвальный продуктовый ларец. В леднике хранили и свежие продукты. В столице БССР пилкой и доставкой льда в 1930-е годы занимались несколько артелей. А еще существовали цеха по изготовлению сухого льда, чья продукция была востребована в летние месяцы.

Чаще всего, купив на рынке свиную тушу, из нее для сохранности продукта готовили солонину (длительно выдерживали ее в поваренной соли). Летом живность доставляли на рынки своим ходом, чтобы мясо не испортилось по пути. Возле базаров или прямо на их территории имелись забойные пункты. Во многих дворах частного сектора стояли коптильные бочки. Ведь домашнее копчение тоже обеспечивало долгую сохранность.

Подробности хранения молока удивят многих: в емкость на несколько дней бросали… лягушек. Тогда и сами не знали зачем — просто жизненное наблюдение. Но сейчас известно, что кожа этих земноводных выделяет пептиды — вещества, обладающие антибактериальными и антигрибковыми свойствами. А еще продукты в плотно закрытых емкостях спускали на веревках в колодцы, а соленья закупоривали в бочках, которые закапывали глубоко в землю до зимы.

Город-бренд

С началом массового выпуска холодильной техники изменилась вся система питания как в масштабах общепита, так и у хозяек на кухнях. Первые бытовые холодильники советского производства ХТЗ-120 появились в 1937 году. Их выпускали на Харьковском тракторном заводе. Но до начала Великой Отечественной производство толком не успели развернуть. Самый знаменитый в первые послевоенные пятилетки холодильник — «ЗИС-Москва», с дверцами обтекаемой формы. Он стал легендой. Были популярны маленькие холодильники «Саратов».

000022 b61d978eed55aa6543258a16003ebae5 697001

Фото БЕЛТА

Для жителей столицы БССР знаменательным стало открытие Минского завода холодильников (МЗХ, ныне «Атлант») 65 лет назад, в 1959-м, на базе завода газового оборудования. Первый белорусский холодильник «Минск-1» поступил в продажу в 1962 году. Он был небольшим, в деревянном корпусе. Внутри — эмалированная обшивка стенок. Похож на шкафчик или столик с двумя створками. Универсальная вещь для малогабаритных квартир и коммунальных комнатушек.

А в 1963-м создали «Минск-2» — прообраз современных холодильников. В 1967 году завод заключил контракт на поставку французских комплектующих деталей. Конечно, и на предприятии вели серьезные исследовательские работы, многие из них получили всесоюзную известность. К началу 1970-х у 500 тыс. советских семей на кухнях стоял отечественный холодильник. После появления 4, 5, 6-й моделей нашей техникой заинтересовались в соцстранах.

С 1974 года начались поставки на Кубу, в Польшу. За счет использования полиуретана в производстве 10-й и 11-й моделей аппарат стал легче и привлекательнее внутри. Более поздние марки экспортировали в Италию, во Францию, в Голландию, Австралию, Бельгию, Грецию.

Считается, что «Атлантом» МЗХ стал в 1994-м, когда на дверцах холодильников вместо марки «Минск» начали крепить таблички с названием этого бренда. В действительности объединение по выпуску бытовой техники «Атлант» возникло еще в 1977 году, когда в него вошли предприятия-смежники, расположенные на территории Беларуси, России, Литвы. Тогда же произвели первый в СССР бытовой автономный морозильник «Минск-17».

Можно до бесконечности перечислять заслуги и модели «Атланта», выпускающего не только аппараты, когда-то изменившие быт граждан, но и с 2003-го — стиральные машины. Сегодня каждые 10 секунд с конвейера сходит единица продукции. А в многотысячном коллективе наверняка есть и те, кто помнит ледники в погребах частных домов и авоськи с продуктами на гвозде за форточкой. Их молодым коллегам трудно представить, что когда-то холодильник был роскошью или диковинкой.

Читайте также:

От продуктов и одежды до чайников и кастрюль. Как и когда появились киоски

Бесплатно получить шесть соток и даже построить дом. Как в СССР появлялись дачи

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Председатель Мингорисполкома на приеме граждан: планируем приобрести 134 единицы общественного транспорта

Председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев провел выездной прием граждан в администрации Партизанского района 22 января. С какими вопросами обращались горожане — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

da 3

Один из заявителей работает в столичном медицинском учреждении и состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Он поинтересовался, есть ли возможность в обозримом будущем построить жилье с господдержкой.

— Сегодня по решению Мингорисполкома комитету здравоохранения предоставлена возможность строительства 107 квартир в Смолевичах в домах № 6, 7 и 10. К возведению последнего уже приступили, а во втором квартале 2025-го начнутся работы по многоэтажке № 7. Это будет благоустроенное жилье по приемлемым ценам с учетом господдержки в хорошем районе города-спутника, где есть необходимая инфраструктура. Кроме того, благодаря удобному транспортному сообщению, можно быстро добираться до Минска, — уточнил В. Кухарев.

По словам другой заявительницы, людям с ограниченными возможностями здоровья или маломобильным гражданам тяжело ездить на общественном транспорте из-за перепадов высоты на входе в автобусы или троллейбусы.

da 1

mgik kuharev priyom grazhdan lukashov 4 kopiya

— В 2025-м планируем купить 44 электробуса и 90 троллейбусов с автономным ходом, чтобы передвижение по городу стало еще удобнее для пассажиров. Высокопольные модели, которые сейчас курсируют по улицам Минска, заменим на более комфортные аналоги, — отметил В. Кухарев.

Также минчанка рассказала, что не хватает пандусов на входе в ТЦ «Першы нацыянальны гандлёвы дом». Более того, по мнению горожанки, неудобно расположены остановки общественного транспорта в районе торгового объекта.

— Изучим эти вопросы, если проблемы действительно существуют, продумаем оптимальные варианты решений, — резюмировал председатель Мингорисполкома.

da 2

mgik kuharev priyom grazhdan lukashov kopiya

Представители гаражно-строительного кооператива обратились с просьбой о предоставлении дополнительного земельного участка площадью 0,0625 га на безвозмездной основе.

— Существуют законодательные нормы, согласно которым не имеем право избавить вас от внесения платежей при узаконивании территории. Поэтому передать в собственность кооператива запрашиваемую площадь нет возможности — закон запрещает это делать. Однако вы можете обратиться в соответствующие службы для официального установления границ земельного участка, — пояснил В. Кухарев.

Жители многоэтажного дома на ул. Червякова рассказали, что после капитального ремонта в здании возникли сложности с фасадом и канализацией в подвальных помещениях. В. Кухарев дал поручение соответствующим службам разобраться в ситуации и решить проблему.

Другие вопросы касались узаконивания самовольной постройки, установления границ земельного участка и деятельности товарищества собственников.

Справочно

Выездные приемы представителей Мингорисполкома — востребованная форма работы. Они проводятся в вечернее время— с 18:00 до 20:00 — для удобства граждан.

Фото Сергея Лукашова

Новые междугородние автобусы будут работать на минском направлении

На минском направлении будут работать новые междугородние автобусы. Их презентовали в Гродно 22 января, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Межрегиональную ассоциацию перевозчиков.

screenshot 2

Фото https://mapbel.by/

Более десяти современных автобусов китайского производства приобретены для перевозок пассажиров по популярным маршрутам «Гродно — Минск» и «Слоним — Минск». По словам председателя Межрегиональной ассоциации перевозчиков Оксаны Мягковой, в обновление парка инвестировано более 1,5 млн долларов.

Напомним, долгое время междугородние перевозки осуществлялись в основном с помощью маршруток, рассчитанных в среднем на 15 человек. Внедрение современных полноформатных автобусов позволит значительно повысить уровень безопасности и комфорта пассажиров.

Во-первых, на новом транспорте можно будет перевозить больше людей (40–55 пассажиров), что уменьшит проблему с нехваткой билетов в часы пик, например, в праздничные и выходные дни.

Во-вторых, внутри автобуса созданы комфортные условия: удобные сиденья с большим расстоянием между рядами, вместительное багажное отделение, усовершенствованные климатические системы, индивидуальный USB-разъем для каждого пассажира.

Еще одним плюсом станет плавность хода транспорта. Вместе с тем в скорости новые автобусы не уступают маршруткам. Проверка показала, что время в пути не изменилось — добраться из Гродно в Минск можно все также за 3 часа 50 минут.

Депутат Палаты представителей Национального собрания Андрей Анисимов обратил внимание на имиджевую составляющую в обновлении парка. Он подчеркнул, что новая техника станет вкладом в формировании положительного образа как регионов, так и всей страны.

— Наша главная задача формулируется просто: безопасно, комфортабельно и в кратчайшее время доставить пассажиров к месту назначения. И приобретение новых автобусов — большой шаг в этом направлении. Уверен, что пассажиры оценят новинку по достоинству. Автобусы будут работать на самом загруженном и популярном направлении — минском. Но в целом перевозчики активно обновляют парк техники, задействованный в различных направлениях. Появление новой техники позволяет реагировать на запросы пассажиров, прорабатывать открытие новых маршрутов. В том числе межобластных, — рассказал директор государственного предприятия «Оператор пассажирских перевозок» Дмитрий Пацуй.

На маршруты новые автобусы выйдут в ближайшие дни, часть из них совершают рейсы в тестовом режиме. Важно отметить, что на стоимость билетов обновление техники не повлияет: цена за поездку останется прежней.