В Музее кино стартует ретроспектива «Красота — это страшная сила», посвященная Фаине Раневской

В Музее истории белорусского кино с 1 по 5 сентября пройдет персональная ретроспектива в связи со 125-летием со дня рождения выдающейся актрисы ХХ века Фаины Раневской, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

— Мы покажем четыре полнометражных фильма, в которых раскрывается комический и трагический талант Раневской. Это «Золушка», «Подкидыш», «Свадьба» и «Мечта», а также короткометражная лента «Драма» и телеверсия знаменитого спектакля Анатолия Эфроса «Дальше — тишина» с прощальной горько-щемящей ролью Раневской, — говорит руководитель музея Игорь Авдеев. — Откроет ретроспективу 1 сентября очень добрый и трогательный российский документальный фильм «Фаина Раневская: красота — это страшная сила», сделанный в 2009 году с огромным уважением и любовью к актрисе. Она не была красавицей в привычном понимании этого слова, но «страшной силой» становились ее ум, потрясающее чувство юмора, непосредственность, удивительное детское простодушие и, конечно, неповторимое обаяние.

«Золушка»

Нет достоверных данных, кто придумал фразу «Муля, не нервируй меня!» в фильме «Подкидыш» (1939 год), но Раневская сделала Мулю знаменитым. Потом проклинала себя за это — где бы актриса ни появлялась, ее дразнили Мулей. В фильме «Подкидыш» снимались дети и животные, переиграть которых нельзя, но Раневская переиграла и стала самым запоминающимся, хотя и эпизодическим, персонажем. Фактически то же она проделала в фильме «Весна» (1947 год). Тогда же появилась «Золушка». С согласия драматурга Евгения Шварца Раневская изменила текст роли мачехи. Актеры, снимавшиеся в «Золушке», вспоминали: «Приткнется в каком-нибудь углу, скукожится и бормочет: «Не то, не получается…» Блистательные реплики, пластика, внешний вид — все рождалось в муках. Гримируясь, актриса безжалостно подтягивала нос, запихивала за щеки кусочки ваты, чтобы получился контраст: курносая бестия — страшная старуха.

«Подкидыш»

Лучшей киноролью Ф. Раневской, по признанию критиков и самой актрисы, стала Роза Скороход в фильме «Мечта» Михаила Ромма. Эту ленту режиссер закончил в ночь на 22 июня 1941 года. Мадам Скороход — властная владелица пансиона, и она же любящая и несчастная мать. Раневская обматывала ноги бинтами, а бедра — полотенцами, чтобы показать обрюзгшую, постаревшую от горя женщину. На экране живут потрясающие глаза Скороход-Раневской… Писатель Алексей Толстой позже скажет ей: «Ваша старуха ходила за мной по пятам. Выйду в сад к цветам — она передо мной. Сяду за стол — она, проклятая, рядом. Вы не актриса, вы актрисище!»

«Мечта»

С кино Ф. Раневская прекратила отношения в середине 1960-х. Поэтому мы не знаем, какой она стала в старости — той старости, которая пришла с годами, а не той, в которую она пряталась раньше. Благородная седина, породистое лицо, одухотворенный взгляд, проникновенный голос — он стал тише, мягче. В последний раз Ф. Раневская вышла на сцену в 1982 году. Это был спектакль «Дальше — тишина». Роль Люси Купер Раневская играла почти 20 лет и всегда при аншлаге. Умерла в 1984-м незадолго до своего 88-летия. Будь Раневская просто Великой Актрисой, стала бы мумией, пополнила пантеон ушедших талантов. Раневская жива, потому что ее личное язвительное отношение к жизни стало неожиданно востребованным. Это произошло еще в эпоху КВН, продолжилось в эпоху острословов из камеди клаб. Закончилось время разговоров и романтических споров, время больших слов. Пришло время словечек, снайперского юмора над всем и всеми. И над собой в том числе. А в этом Раневской не было и, видимо, нет равных.

«Дальше — тишина»

Смотрите также:

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ