В Национальном детском технопарке школьники создают роботов, которые играют в футбол и разносят почту

Корреспондент агентства «Минск-Новости» побывала в Национальном детском технопарке и убедилась в том, что будущее уже наступило.

— Мне нужна балка на 2!

— А мне ось на 6!

— Я уже закончил модель, начинаю программировать.

На занятии по робототехнике ребята трудятся над игрой «Лягушачья ферма». Из лего делают модели двух квакушек.

— Когда они будут собраны, необходимо их запрограммировать, — объясняют Миша Баранков и Саша Дмитриев.

Ребята подключают к лягушкам коммутатор, мотор и датчик наклона. С его помощью можно управлять «земноводными», чтобы они подпрыгивали и ловили комаров. Дети могут предусмотреть любое действие игрушки, только вместо привычного айтишникам языка используются значки-картинки.

Мирон Железняков — самый младший. Ему всего 5 лет, но он посещает кружок второй год.

— Это был своеобразный эксперимент: мы не знали, будет ли такому маленькому ребенку интересно. Сначала Мирон только конструировал, но постепенно стал программировать, — рассказывает педагог дополнительного образования Жанна Ракова.

— Очень люблю собирать конструктор! — добавляет Мирон. — И дома постоянно этим занимаюсь. Недавно собрал замок и пожарную машину. А из лего — домик, кораблик и два самолета, машину и вертолет. Я их коллекционирую, ставлю на полку.

За два часа нужно собрать робота, запрограммировать его, испытать и откорректировать. Если на каком-то этапе закралась ошибка, то модель работать не будет или станет действовать неправильно. В конце занятия надо разобрать свои творения, потому что детали конструктора пригодятся другой группе.

Для более старших ребят — другой конструктор. Здесь и модели сложнее, и элементов больше, и программы более серьезные, используется не линейный, а разветвленный алгоритм.

Елисей Сокольчик смастерил робота-змею. У нее есть модуль EV3, датчики касания и цвета, инфракрасный датчик и удаленный инфракрасный маяк. Применяются три мотора. Педагог демонстрирует модель: она движется вперед-назад, вправо-влево и совершает хватательные манипуляции челюстью. Представляешь, как бы это выглядело, будь робот больше в несколько раз, — и становится не по себе. Где-то не за горами восстание машин.

Время от времени школьники устраивают соревнования между созданными ими роботами: те перетягивают канат, играют в футбол или состязаются, кто быстрее ходит.

— Больше всего полюбились борцы сумо. Сначала нужно было запрограммировать их так, чтобы они не выходили за игровую зону стола. В этом помогает датчик цвета. Чтобы распознать и побороть соперника, применили инфракрасный датчик. У каждой команды имелась своя стратегия движения робота. Одни решили, что лучше для обнаружения врага вращаться вокруг своей оси, другие научили ездить влево-вправо и вперед-назад, — дополняет Жанна Евгеньевна.

Бывают и более сложные задания. Например, создать модель без инструкции. Или полностью творческие проекты, где дети строят собственные изделия, которые затем представляют как мини-проект. К примеру, робот-пылесос и робот-подметальщик. А в прошлом году на соревнованиях создавали робота-почтальона, который должен был пройти по лабиринту, взять кубик и положить его на специальную стойку или сложить пирамидку.

Конструирование в сочетании с программированием развивает у детей мелкую моторику, пространственное, логическое и абстрактное мышление. Дает возможность научиться рассуждать, оценивать, анализировать, приводить в систему мысли, действия и предметы. Родители отмечают, что теперь дома ребята складывают детали конструктора, а не разбрасывают их. Работа в парах, команде или группе учит навыкам коммуникации, согласовывать действия, распределять обязанности. И еще один важный момент — такие занятия позволяют узнать себя лучше.

10-летний Мирон Моложавый, к примеру, начинал с моделирования роботов, но быстро понял, что ему интересно исключительно программирование. Сейчас он создает компьютерные игры.

— Продумываю «Змейку». Она должна съесть фрукты. Игрок управляет змейкой при помощи клавиш. В игре будет несколько уровней — от простого к сложному. Это кропотливый и небыстрый труд: необходимо проверить каждый этап и алгоритм, — говорит он.

— Мирон использует визуальный язык Scratch, который дает возможность создавать анимацию, игры-квесты, лабиринты, — продолжает Жанна Ракова. — Кстати, наш учащийся Леон Стрельчонок принял участие в Белорусском национальном отборочном этапе V Международной Scratch-олимпиады по креативному программированию 2021. В номинации до 8 лет «Мой мир» занял пятое место. Ему удалось обойти около 70 соперников.

Фото Павла Русака

Смотрите также:

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ