В Национальном архиве открылась выставка «Минный концерт для оккупантов»

К 75-летию начала рельсовой войны в Национальном архиве Республики Беларусь открылась выставка «Минный концерт для оккупантов», передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Многие уникальные документальные материалы о подготовке и этапах проведения масштабной партизанской операции «Рельсовая война» выставлены на всеобщее обозрение впервые. В их числе приказы Центрального и Белорусского штабов партизанского движения, картосхемы, диаграммы, шифротелеграммы, рекомендации по ведению подрыва железнодорожных составов и коммуникаций, отчеты партизанских соединений о ходе и итогах выполнения операций, рукописные боевые листки, плакаты, фотографии. Документальный ряд органично дополняет боевая диверсионная техника белорусских партизан из экспозиции Музея истории Белорусской железной дороги.

Уникальность выставки и в том, что многие из представленных материалов можно не только посмотреть, но и подержать в руках, полистать. Вот папка с наградными листами, среди которых представление к присвоению ордена Красного Знамени Тенгизу Шавгулидзе. Тому самому, который слыл среди белорусских партизан изобретателем «чудо-оружия». До войны Тенгиз работал инженером на ж/д, с 1939-го в звании лейтенанта служил в железнодорожных войсках. Начало Великой Отечественной войны встретил в действующей армии, был ранен и попал в плен, из которого бежал в 1942 году и вступил в партизанский отряд в окрестностях Минска. Чудо-оружием Тенгиза Шавгулидзе назвали специальное устройство, с помощью которого можно было пускать составы под откос без взрывчатки. Клин Шавгулидзе устанавливали на рельсы за пару минут. Поезд наезжал на него передними колесами, скользил по косой рейке и уходил с рельс. Устройство оказалось столь простым и эффективным, что его чертежи распространили по всем партизанским отрядам.

Наградной лист Тенгиза Шавгулидзе
Муляж клина Шавгулидзе
Муляж клина Шавгулидзе

Муляж этого клина здесь же. Глядя на него, вдруг вспомнил своего дядю, который 16-летним пареньком смог убежать из вагона эшелона, увозившего его в немецкое рабство, пройдя всю Польшу, вернуться домой и до освобождения родины воевать в партизанском отряде. Об этом дядя, увы, ничего рассказать не смог: он погиб в 1944 году, освобождая Варшаву. Но мне посчастливилось найти в Национальном архиве его партизанскую характеристику, где кроме всего прочего было отмечено, что Николайчук Иван Кондратьевич участвовал в диверсионных операциях на железной дороге. Возможно, его оружием и был этот клин, макет которого я держу в руках.

Наградной лист о присвоении Николаю Гойшику звания Героя Советского Союза

Взгляд невольно останавливается на наградном листе Николая Васильевича Гойшика. Да, того самого юного партизана Коли Гойшика, на счету которого не один пущенный под откос немецкий состав. В ночь на 24 апреля 1944-го Николай ушел на очередное задание — нужно было уничтожить следовавший через Ивацевичи состав с танками. Однако у самых путей в свете осветительной ракеты охрана заметила Гойшика и открыла по нему огонь. Времени минировать путь уже не оставалось. И тогда Николай шагнул под поезд с пастушьей сумкой, в которой было 10 кг тола. Прогремел чудовищный взрыв, и состав из 16 платформ с танками полетел под откос. В крушении погибли около 200 вражеских офицеров и солдат. Линия Ивацевичи — Пинск вышла из строя на двое суток. За этот подвиг комсомолец, как известно из документа, был посмертно представлен к званию Героя Советского Союза. Однако награжден был орденом Отечественной войны I степени.

Среди подрывников-минеров были и женщины. Одна из них – Любовь Кривельская, которая, как читаем в характеристике, представленной на выставке, отличалась «отвагой и бесстрашием». Настоящими мастерами подрывного дела были Анна Масловская, Тамара Почекаева, Любовь Кривельская, Вера Одинец, Полина Осина, Нина Губинская, Александра Горбунова, Станислава Войнич и многие другие женщины.

Характеристика минера-подрывника Любови Кривельской

Директор Национального архива Республики Беларусь Андрей Демянюк, открывая выставку, подчеркнул, что представленная экспозиция довольно компактная по размеру, но не по своему значению:

– Выставка посвящена одной из крупнейших операций Великой Отечественной войны по выводу из строя железнодорожных коммуникаций противника на оккупированной советской территории. Значение партизанской рельсовой войны для побед советской армии на фронте и для нашей Победы в целом очень и очень велико.

План операции, получившей условное название «Рельсовая война», разработал Центральный штаб партизанского движения по согласованию со Ставкой Верховного Главнокомандования. Партизанские соединения получили задачу: «одновременно с другими диверсиями проводить систематическое и повсеместное разрушение рельсов на железных дорогах врага». Первый налет предусматривалось осуществить в одно и то же время. Оно, по решению Ставки, наступило в период контрнаступления советских войск под Курском, когда противник под их ударами вынужден был в спешном порядке перебрасывать свои резервы то на один, то на другой участок фронта. Чтобы парализовать железнодорожные перевозки гитлеровцев, в ночь с 2 на 3 августа 167 партизанских отрядов Белоруссии, Калининской, Ленинградской, Смоленской и Орловской областей, а также часть украинских партизан одновременно начали операцию «Рельсовая война». Она развернулась на 1 000 км вдоль фронта и глубиной до 750 км от линии фронта до западной границы СССР.

Уже за первые три дня партизаны подорвали около 44 тыс. рельсов, в результате чего движение на важнейших магистралях было прервано от 5 до 15 суток. А всего в ходе первого и второго этапов рельсовой войны (второй этап получил название «Концерт» и проходил с 19 сентября до конца октября 1943-го) партизаны взорвали примерно 215 тыс. рельсов, что составило свыше 1 500 км путей, пустили под откос около 2 170 эшелонов, шесть бронепоездов, взорвали 295 железнодорожных мостов.

Со времен окончания Великой Отечественной войны находятся желающие пересмотреть эту официальную советскую статистику, поставить под сомнение ее объективность, – отметил заведующий отделом Белорусского государственного архива научно-технической документации, кандидат исторических наук Святослав Кулинок. – Убежден, ни в коем случае не пересматривать итоги рельсовой войны, а лишь уточнять ее результаты, используя проверенный компаративный сравнительно-исторический метод. То есть сравнивать данные в советских и немецких документах.

Выставку посетил и председатель Минской городской организации ветеранов Белорусского общественного объединения ветеранов Анатолий Адоньев. По его признанию, ко многим представленным здесь партизанским реликвиям он прикасался с душевным трепетом. Хотя, будучи человеком военным, часто работал с архивными документами.

Анатолий Адоньев на выставке
Директор Национального архива Андрей Демянюк знакомит с экспозицией Анатолия Адоньева и других посетителей выставки

Выставка продлится до 7 сентября.

Фото автора

Самое читаемое