«В общественном транспорте все чихают и кашляют». Минчане – о том, почему ездят на велосипедах зимой

Разговоры о плюсах велосипеда как альтернативного вида транспорта обычно затихают с приходом холодов. Тем не менее в Минске можно встретить несколько сотен человек, которых не останавливают даже морозы и снег. Корреспондент агентства «Минск-Новости» пообщалась с теми, кто крутит педали круглый год, о том, как нужно утепляться и что делать, чтобы не получить травмы.

«Дети «за» велосипед в любом виде круглогодично, готовы ехать куда угодно»

Встречаемся с Еленой Лобан в центре города — велосипедистка сразу предупредила, что будет с детьми. Узнать активную семью несложно: на каждом — шлемы и спортивная одежда, а кроме своих двоих — железный конь.

Женщина передвигается на велосипеде зимой уже пятый сезон, до этого крутила педали только в теплое время года. Ее 14-летняя дочь Екатерина ездит вместе с мамой в минусовую температуру уже третий год, 8-летний Иван — второй.

Дети «за» велосипед в любом виде круглогодично, готовы ехать куда угодно. Не ездим только в гололед и когда сырая погода, а утром мороз и дорога припорошена снегом — это очень травмоопасно. Я каталась и в -15 °C, в принципе это комфортно, но важно хорошо утепляться.

Елена рассказала, что в декабрьскую погоду, которая стоит сейчас, достаточно надевать термоштаны под обычные спортивные, теплые носки, берцы, под свитер обязательно поддевать майку. Наверх велосипедистка надевает осеннюю парку, которая защищает от дождя и снега. Лицо от ветра спасает баф — специальная маска, которая оставляет открытыми только глаза.

Удобство и скорость передвижения — несомненный плюс езды на велосипеде. Наша героиня работает в микрорайоне Сосны, добраться до которого на двухколесном друге проблематично, поэтому Елена хочет найти работу поближе к дому.

Когда я раньше работала в школе секретарем, путь на велосипеде из дома занимал около 30 минут. Едешь на свежем воздухе, нет традиционного толкания в автобусе и неприятных запахов. За время в дороге я не успевала вспотеть, даже душ не нужен, было достаточно сменить спортивную одежду на официальную.

До Сосен реально доехать на велосипеде по лесу, но в несезон там много грязи. Можно ехать по трассе М4, получается около 10 километров, но во мне есть здравый смысл и заниматься таким экстримом не хочется, все-таки еще детей растить. Я езжу на работу на машине и на трассе каждый день в определенной точке пересекаюсь в 8:15 с мужчиной на велосипеде. Если встретились в этом месте, то можно на время не смотреть — я точно успеваю на работу.

Велосипедистка подчеркивает важность ношения шлема в целях безопасности. На защитном головном уборе Елены есть трещина — обмундирование спасло жизнь и пострадало после небольшой аварии.

Передо мной резко выехал автомобилист и начал поворачивать влево, причем на велодорожке. Съезжать в сторону не вариант — дело было в Чижовке, где большие склоны. Поэтому я просто положила велосипед, от которого отвалились фонарики, насос. Хорошо, что со мной был знакомый, который поставил на дорожку людей. Все происходило за поворотом, и его действия спасли меня от наезда.

Зимой следить за аккуратностью передвижения на велосипеде стоит более тщательно, особенно осторожно стоит проезжать скользкие повороты.

На поворотах нужно заранее притормаживать и переключать передачи. Мостики на велодорожке обычно очень скользкие, их пересекают медленно, я же предпочитаю переходить пешком, чтобы не упасть.

Елена признается, что не очень любит передвигаться по центру города на велосипеде: вокруг много пешеходов, мам с колясками и детей. При этом люди часто ходят по велосипедной дорожке, а водители не всегда останавливаются, поэтому нужно внимательно смотреть по сторонам. Еще по городу не поездишь в наушниках — теряется ориентация и можно не услышать сигнал автомобиля в экстренной ситуации.

Однажды наблюдали, как машину развернуло и водитель засигналил. Хорошо, что велосипедист был не в наушниках, успел бросить велосипед и отбежать. В итоге двухколесный транспорт раздавило. Был бы человек в наушниках, не ясно чем бы закончилось.

Еще важно прикреплять спереди и сзади велосипеда фонарики даже в городе. Нет фонарика — хотя бы включить его на телефоне. Жилетки светоотражающие тоже хорошая вещь, которая может обозначить человека на дороге.

Велосипедистка со стажем возит с собой «аптечку» для велосипеда со всем необходимым при поломке и набор с пластырем, бинтами, йодом и перекисью на случай травмирования. Еще героиня рассказала, что при езде важно много пить, а чтобы согреться, она берет с собой термос с чаем.

«На общественном транспорте практически перестал ездить, в приоритете велосипед»

Стаж зимней велоезды у Станислава Жабко менее внушительный — на железном коне он передвигается второй сезон. Зато в летнее время он катается на двухколесном транспорте очень давно: раньше жил в деревне, где это основной способ передвижения.

— Я с детства был приучен ездить на велосипеде: бывало и зимой в соседнюю деревню катались. Когда отучился в Минске и устроился на работу, сначала ездил на городской модели, позже приобрел горный. Что летом, что зимой — кататься комфортно, и особой разницы нет. Езжу и на работу, и по делам в выходные.

Собеседник признается: многие знакомые и даже незнакомые люди спрашивают его об удобстве передвижения зимой, интересуются, каково это крутить педали в мороз и снег.

Однажды стоял на светофоре, подходит ко мне мужчина в возрасте и спрашивает: «Неужели не холодно?» На такие вопросы всегда отвечаю, что не мерзну, плюс это огромная польза для здоровья. В общественном транспорте все чихают и кашляют, а на велосипеде ты вдали от этого. Всю прошлую зиму отъездил на нем и не болел вообще. У нас на работе даже денежно поощряют, если ты не болеешь и не берешь больничный — так что это двойная выгода. Многие коллеги тоже велосипедисты, все придерживаются здорового образа жизни.

Станислав советует хорошо утепляться, но знать меру. Несколько слоев одежды при езде будут дополнительной нагрузкой, а вещи после нескольких километров можно выкручивать.

В первый раз, когда я решился поехать на велосипеде, надел пуховик, теплые штаны, майку, свитер и поехал на работу. Мне было ужасно жарко, а когда снял куртку, увидел, насколько майка и свитер стали мокрыми. После этого решил утепляться другими способами. Стал интересоваться в Интернете, как одеваться велосипедисту зимой.

Ношу термобелье, наверх надеваю флисовую кофту (есть потоньше для плюсовой температуры, как сейчас, есть вариант для морозов). Зимой еще надеваю осеннюю куртку с тонким утеплителем, но бывает и в ней жарко. Поэтому выручает мембранная куртка из непродуваемого и непромокаемого материала.

Велосипедиста не останавливают даже сильные морозы. Он рассказал, что передвигается по городу и в -20 °C — ограничений по температуре для мужчины нет. Признается: особенно приятно ездить по только что выпавшему снегу, когда коммунальные службы еще не убрали сугробы. Кроме удовольствия для души, он отмечает и значительную экономию по времени благодаря отсутствию пробок.

Живу около Военной академии, а работаю в районе Национальной библиотеки. На общественном транспорте добираться долго, при этом у нас вечные заторы, в среднем выходит около 40 минут. На велосипеде — 15 минут. На общественном транспорте практически перестал ездить, в приоритете сейчас велосипед.

Пока Станислав ездит без шлема, но считает этот атрибут важным для велосипедиста в любой сезон. Он соблюдает правила безопасности, однако для перестраховки купить шлем все же советует.

Бывает, что падение происходит не по твоей вине. Ты можешь ехать медленно, а другой велосипедист налетит на тебя и собьет, в такой ситуации шлем может уберечь от травм.

Велосипедист советует не выезжать надолго в вечерний период за город, где освещения совсем нет. Всегда нужно брать с собой фонарик, но слишком надеяться на него не стоит — на морозе батарейки могут быстро сесть. Зимой желательно передвигаться только в дневное время или в центре, где дорожки хорошо освещены.

Зимой надо тщательнее следить за велосипедом, потому что дорожки посыпают солью. После каждой поездки двухколесный транспорт нужно очищать, иначе есть риск повредить конструкцию.

Подготовила Валерия Иванова, фото автора

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ