Конвергентная журналистика как метод выживания авторов в современных медиа.
В СМИ в последние годы правит не сам контент, а способ его распространения и время появления на тех или иных платформах. Может, к сожалению, но это факт. Более того, каждая из таких медийных площадок имеет свою аудиторию читателей, слушателей и зрителей, свою динамику и механизмы подачи материалов. Возрастная аудитория чаще предпочитает классические средства массовой информации: газеты, радио и ТВ, — средних лет — новостные сайты и группы в Telegram, молодежь — социальные сети, в особенности Instagram, а дети — TikTok. Степень влияния той или иной платформы поражает классических редакторов СМИ.
Аудитории порой пересекаются, но самое важное, что информационному холдингу необходимо четко учитывать такое деление и особенности потоков. Проще говоря, эпоха цифры побеждает, и журналистика приобретает конвергентный формат благодаря работе автора на разных видах платформ. Это понятие нередко заменяют профессиональным, которое звучит как cross-media.
Самый сложный вопрос: кто и как должен этим заниматься в редакции СМИ? Да, появилось много новых специальностей типа SMM-менеджер или специалист, но это всё равно редакторы, которые делают правильную подачу и оформление материалов для разных платформ. Именно в конвергентной журналистике всё решает автор. В агентстве «Минск-Новости» пять СМИ и намного больше источников распространения контента: от «Яндекс.Дзен», YouTube, «Пульс mail.ru» до тех же Telegram, TikTok и всех социальных сетей. Довольно уникальная ситуация, когда есть СМИ, но нет их четких редакций, показывает свою состоятельность в «Минск-Новости». При помощи редакторов различных платформ авторы как раз и работают в режиме конвергентной журналистики.
Приведу в качестве примера планерку в Мингорисполкоме, где традиционно присутствуют руководитель агентства Андрей Кривошеев и наш журналист Валерьян Шкленник, — очень важное мероприятие с точки зрения прикладной информации о жизни Минска, и потому нам интересно почти всё. Но есть вещи, которые необходимо дать в наш Telegram-канал «Новости Минска» мгновенно, и они должны прозвучать на «Радио-Минск». Затем, несколько иначе, глубже и более иллюстративно, информация подается в социальные сети и на портал minsknews.by. В течение дня критика, факты и решения обрастают репортажами и комментариями. Всё это опять же появляется в аккаунтах на интернет-ресурсах информационного агентства. Днем и вечером наиболее яркие темы трансформируются в такие радиопрограммы, как «В городе М», «Говорит и показывает Минск» и «Вечерний политический канал». И, несомненно, наши печатные издания «Вечерний Минск» и «Минский курьер» публикуют в своих номерах уже аналитическую сублимацию отработанной темы.