В Оперном театре ставят оперетту. Это второе появление «Летучей мыши» на главной сцене страны

В Большом театре Беларуси в репертуар возвращают оперетту Иоганна Штрауса «Летучая мышь», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости». Первые показы пройдут 16, 17 и 18 апреля.

В Государственном театре оперы и балета БССР «Летучая мышь» была поставлена в 1961 г. как классический образец танцевальной оперетты, пронизанной венским вальсом и комедийными ситуациями, когда все прячутся под масками, служанка выдает себя за госпожу, поклонник жены — за ее мужа, а сама жена выступает в карнавальном одеянии Летучей мыши. В репертуаре спектакль продержался пять лет.

Прошло полвека. Сделать новую постановку «Летучей мыши» приглашены венгры. Режиссером-постановщиком стал руководитель Будапештского театра оперетты и мюзикла Миклош Габор Кереньи, художником-постановщиком (сценография) — Тамаш Ракаи, художником по костюмам — Агнеш Ева Дярмати, художником по свету — Петер Шомфаи.

Миклош Габор Кереньи

Из истории этого произведения известно, что впервые публика увидела «Летучую мышь» в апреле 1874-го в венском театре «Ан дер Вин». В Советском Союзе оперетта приобрела огромную популярность после выхода в 1979 г. двухсерийного телефильма, в котором режиссер Ян Фрид использовал либретто Николая Эрдмана и Михаила Вольпина, написанное этими драматургами еще до войны. Как сказал прекрасный советский артист оперетты, ныне забытый, Григорий Ярон, «Летучая мышь» едва ли была штраусовским спектаклем. Скорее, она стала заново написанной комедией Эрдмана и Вольпина с музыкой Штрауса.

Что же в таком случае увидит минский зритель?

Я взял первоисточник 1874 года, либретто Эрдмана и Вольпина, переосмыслил и сделал микст, — ответил на этот вопрос Миклош Габор Кереньи. Главным действующим лицом станет музыка великого мелодиста Штрауса. Что касается персонажей и обстановки, в которой происходит действие оперетты, то мы постараемся уйти от конкретной привязки к XIX веку. Измены, адюльтеры, размолвки, мужская месть и женская хитрость бывали и будут во все времена.

Разговор шел в репетиционном зале, куда стекались артисты и свои места занимали дирижер Олег Лесун, концертмейстер Екатерина Дубовская, помощники режиссера-постановщика. Кстати, репетицию Кереньи вел по-русски, почти не пользуясь услугами переводчицы.

Олег Лесун

На вопрос, где господин Кереньи научился говорить по-русски, он только улыбнулся: в школе. А затем пояснил, что много работает в России. Поставленный им в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии спектакль «Джекил & Хайд» уже четвертый сезон не сходит с афиши, собирает аншлаги. А недавняя работа Кереньи — мюзикл «Граф Монте-Кристо» в этом же театре — номинирован на российскую национальную премию «Золотая маска».

Музыкальный мир Европы знает Кереньи под театральным псевдонимом Керо. Спектакли Керо идут в Зальцбурге, Санкт-Петербурге, Праге, Вене, Тель-Авиве, Бухаресте, Мюнхене… Теперь вот в Минске появится «бэтмен» Керо. Кереньи родился в Будапеште в 1951 г., окончил отделение оперного пения консерватории, а в Венгерской театральной академии получил профессию режиссера. В Венгерском государственном оперном театре проработал 10 лет, поставил такие оперы, как «Летучий голландец» Вагнера, «Дон Карлос» и «Макбет» Верди, «Фауст» Гуно. Заняв посты худрука и директора Будапештского театра оперетты и мюзикла, укрепил позиции своего любимого Имре Кальмана, добавив в афишу «Королеву чардаша» и «Марицу». Впрочем, Керо ставил популярные произведения и других композиторов, в том числе «Летучую мышь» Иоганна Штрауса, причем на самых разных сценах мира.

Пока Керо объясняет солистам свои мизансцены, с оркестром работает приглашенный из Италии дирижер Джанлука Марчиано, а с хором — народная артистка Беларуси Нина Ломанович. Балетмейстер-постановщик Ольга Костель репетирует с кордебалетом. Спектакль обещает быть густонаселенным — людьми и обитателями леса. Много внимания уделяется разработке пластики Совы, Кролика, Рябчика, Павлина, Льва, Оленя и Мыши — обычной, не летучей, но танцующей.

Шьется более 200 необычных нарядов.

Что еще интересно: согласно оригинальной партитуре Штрауса, партию князя Орловского на белорусской сцене исполнит… меццо-сопрано. Орловским станут солистки Елена Сало, Екатерина Михновец и Крискентия Стасенко. Другие главные партии готовят Анастасия Москвина, Ирина Кучинская, Елена Синявская, Елена Таболич, Марина Лихошерст, Клавдия Потемкина, Диана Трифонова, Марина Аксенцова, Василий Мингалев, Александр Краснодубский, Сергей Лазаревич, Денис Янцевич, Александр Михнюк, Александр Гелах, Андрей Матюшонок, Виктор Менделев, Юрий Болотько, Янош Нелепа, Дмитрий Капилов, Илья Певзнер, Андрей Селютин, Андрей Клипо…

На роль тюремного сторожа Фроша приглашен «главный Дед Мороз страны» — мастер пародий, певец, артист Владимир Радивилов. Сцена Большого театра Беларуси ему знакома — он выступал на ней на концертах. А в спектакле белорусского Большого будет участвовать впервые.

— Я рад этому обстоятельству и надеюсь, что 17 апреля ролью Фроша отмечу свой очередной день рождения, — улыбается В. Радивилов. — Не чувствую ли ревности со стороны работающих здесь солистов? Конечно, нет! Я мастер разговорного жанра и предложенная роль как раз по мне.

Остается добавить, что «Летучая мышь» будет единственной опереттой среди опер и балетов Большого театра Беларуси. В Белорусском государственном академическом музыкальном театре «Летучая мышь» была поставлена в 1981 году, в 2001-м была обновлена и идет до сих пор.

Фото Тамары Хамицевич

Самое читаемое