В поисках компромисса, или Почему в «продленку» берут не всех

Первые учебные недели выдались непростыми для начальных классов столичных школ: пока руководители учреждений образования ищут помещения для организации групп продленного дня и педагогов, согласных там работать, родители сражаются за место в «продленке» либо подыскивают альтернативные варианты, с кем оставить ребенка после занятий.

– В этом году мой старший сын пошел в первый класс 59-й школы, что на ул. Лидской в Каменной Горке, – рассказывает мама, пожелавшая остаться неизвестной. – В параллели 16 классов! Правда, нам объяснили, что это временно: половина перейдет в достраивающуюся нынче 56-ю школу. Из каждого класса численностью 25 человек в «продленку» берут только 15 учеников, объединяя их в одну группу. Родителей, которые из-за работы не успевают забирать ребенка из школы, попросили принести справки, подтверждающие это. У меня, к примеру, график работы два дня через два, и кроме сына еще двое детей-дошколят.

Другая мама, обратившаяся в нашу редакцию, жалуется на похожую ситуацию: в школе, где учится ее дочь, в группу продленного дня может попасть далеко не каждый ребенок.

– Иногда просто до абсурда доходит! – возмущается Татьяна. – За одним школьником, не попавшим в «продленку», присматривает учитель начальных классов, пока проверяет тетради своих учеников. Другого воспитатель ГПД вынужден отводить домой.

А вот директор гимназии № 11 (Первомайский район) Ольга Бойко знает о проблемах с «продленкой» только по рассказам коллег.

– Проблем с группами продленного дня у нас нет, – замечает Ольга Леонидовна. – Всем желающим мест хватило, вакансии воспитателей заполнены. Конечно, последнее не приходит само по себе, но подбор кадров входит в обязанности администрации учебного заведения. Поэтому летом мы активно искали квалифицированных специалистов и в конечном итоге новый учебный год встретили во всеоружии.

– Я слышала, что в районе есть проблемы с «продленками», но нашей школы, как мне кажется, они не коснулись – мест хватило всем желающим, воспитателей достаточно, – как будто дополняет коллегу Елена Семеновна, учитель начальных классов СШ № 159 (Фрунзенский район). – Думаю, это результат грамотной работы администрации: в школе хороший психологический климат, а значит, люди стремятся сохранить свое рабочее место. Единственная, на мой взгляд, несправедливость заключается в том, что часы работы в ГПД учителям оплачиваются по минимуму. «Учительские» категории в продленках не засчитываются – для этого необходимо иметь категорию воспитателя. Но ведь мы, классные руководители, тоже занимаемся воспитательной работой! Тем не менее, чтобы получать нормальную зарплату, нам приходится собирать документы и проходить дополнительную аттестацию. Вот учителя и не стремятся работать в группах продленного дня.

Специалист отдела дошкольного и общего среднего образования комитета по образованию Мингорисполкома Ольга Кондратьева прокомментировала ситуацию следующим образом:

– Работа групп продленного дня (ГПД) регламентируется постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2011 г. Согласно ему, решение об открытии ГПД принимает учредитель  учреждения образования (управление образования, спорта и туризма  администрации района). Количество групп устанавливается в самих учреждениях образования исходя из имеющихся возможностей (материально-технической базы, обеспеченности кадрами) и заявлений, поданных законными представителями детей.

Однако сегодня мы столкнулись с тем, что некоторые учебные заведения не могут предоставить места в группах продленного дня всем желающим. Особенно актуальна эта проблема для районов-новостроек, где строительство школ не успевает за темпами возведения жилья. Нередко в школе, рассчитанной на 800 учеников, обучаются 1.200. Кроме того, во второй половине дня действуют факультативы, под них тоже отводятся кабинеты. Понятно, что помещения в таких школах задействованы максимально. Некоторые учреждения образования сталкиваются и с проблемой нехватки кадров.

Бывают и такие ситуации, когда родители пишут заявление по принципу «авось пригодится». Ребенок получает место в группе и не приходит, а кто-то другой – возможно, более нуждающийся – остается не у дел. В течение первого месяца учебы такие моменты, как правило, регулируются, и места в ГПД получают если не все желающие, то остро нуждающиеся – точно. А вот установить эту категорию граждан и предстоит учреждению образования.

Подчеркну, что группы продленного дня создаются в целях оказания помощи родителям. И решение возникших вопросов необходимо искать всем участникам образовательного процесса. Нигде не прописано, что школа обязана создавать их. В первую очередь, места в ГПД получают дети остро нуждающихся родителей – матерей-одиночек или работающих по скользящему графику.

Почему, к примеру, мы не говорим о том, что мамы могут кооперироваться, чтобы по очереди забирать детей из школы? Живут же все в одном районе. Полагаю, родителям стоит идти навстречу системе образования и не требовать от государства: «вынь да положь».

СПРАВОЧНО

По состоянию на 5 сентября в городе открыто 1.310 групп продленного дня, которые посещают более 34 тысяч  учащихся, что составляет 46,3% от общего количества учащихся 1-4 классов.

Материал подготовили Виктория Держанович, Екатерина Циркун

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ