На прошлой неделе в Минске начал работать новый сервис — по продаже с огромными скидками остатков ресторанной еды. А вы готовы платить за съестное не первой свежести?
Авторы идеи уверяют: это не объедки и не отбросы, а никем не тронутые блюда, которые при заказе перепутал официант, или от которых отказались при доставке, или оставшиеся от обеденного меню. При обычном сценарии их судьба — утилизация.
По данным ООН, ежегодно примерно треть всех производимых на планете продуктов питания, то есть без малого 1,6 млрд тонн, отправляют в мусорку. Белорусы, по данным Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, за аналогичный период не успевают поглотить около 500 тысяч тонн продовольствия. А это, на секундочку, целая гора еды, которой почти двухмиллионный Минск досыта можно кормить больше трех месяцев! Конечно, в основном речь идет о просроченных продуктах, от которых магазины и рестораны обязаны избавляться. В белорусском варианте, в отличие от французского или немецкого, съестное с истекающим сроком годности едет именно на свалку, а не в благотворительные организации. Процедура проста: отечественные магазины подписывают акты списания и платят за утилизацию.
Но если еду все равно выбрасывают, то почему в торговых сетях так мало предложений по продаже товаров с 50-70-90-процентными скидками? Как удалось выяснить журналистам, в идею «вернуть хотя бы свое», сильно снижая цену, наши магазины не очень-то верят. Целесообразно ли тратить кучу времени, чтобы спасти пачку печенек от гибели в урне? Наши торговцы рассуждают так: гораздо разумнее правильно планировать закупки и стараться максимально выгодно сбыть товар. Поэтому у покупателя больше шансов увидеть на полке позавчерашний заветренный батон по цене вполне себе свежего, нежели булку с истекающим сроком годности за треть стоимости. А между тем в Германии вчерашнее мучное отпускают с 40-процентными скидками, в кафе соседней Польши в конце смены стейк из лосося мне однажды продали за полцены, а гарнир к нему и вовсе предложили бесплатно.
Но вернемся к новому сервису. Его авторы отмечают: основная идея — не заработок, а забота об экологии. Но никто не спорит, такое предприятие выгодно и продавцам, и покупателям. Понятное дело, что отдельно взятая инициатива положения дел не спасет (имею в виду сокращение объемов отходов), ведь к акции пока присоединились лишь 9 столичных заведений. Зато проектом заинтересовались минчане, да еще как! Всего за несколько дней работы специальной группы в Telegram на нее подписались более 14 000 человек. С предложениями дешевой еды пока негусто, но спрос на нее колоссальный. Блюда расходятся молниеносно — примерно минут за 10 после обнародования объявления. Это наводит на мысли: спрос есть, да и общество, кажется, готово перенимать европейский опыт. Подсмотреть, как это работает, есть у кого: во Франции, к примеру, еще в 2016 году магазинам и заведениям общепита официально запретили выбрасывать еду. Может, и для нашей продовольственной системы пришло время перемен?