В режиме самоизоляции. 10 лайфхаков от психолога

Как разнообразить и организовать досуг во время самоизоляции и свести к минимуму неблагоприятные факторы совместного пребывания дома с детьми, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал психолог Александр Лапшов.

Основные неблагоприятные факторы совместной самоизоляции:

  1. Общий стресс, вызванный тревогой за себя и близких, а также состоянием неопределенности (степень опасности, сроки карантина, проблемы с работой, экономический кризис и т. д.).
  2. Ограниченное замкнутое пространство, где сложно найти комфортный изолированный уголок, чтобы побыть в одиночестве.
  3. Ограниченная двигательная активность всех членов семьи. Ограничение на выход на свежий воздух.
  4. Привычные темы для разговоров быстро истощаются, взрослым и детям становится не о чем поговорить друг с другом.
  5. Накопившееся у членов семьи за предшествующие годы раздражение по отношению друг к другу уже невозможно игнорировать/вытеснять. Также становится очень сложно игнорировать черты характера/привычки близких. Раньше эти неприязнь и раздражение прятались за обыденными делами.
  6. Навязчивая идея родителей, что карантин — это время, которое необходимо провести с пользой.

Общие рекомендации родителям:

  1. Преодолеть собственный страх. Для этого — информационная гигиена, строгий режим дня, забота о себе и своем иммунитете, избегание употребления алкоголя, дыхательная гимнастика и физические упражнения.
  2. Взрослым нужно договориться между собой ограничить активные споры, выяснение отношений, поучения и стремление изменить друг друга.
  3. Отложить до окончания самоизоляции попытки активно воспитывать своих детей, особенно если это подростки, менять их привычки. Мамам и папам следует воспользоваться возможностью освоить навыки активного слушания по рекомендациям Юлии Гиппенрейтер и других психологов, представить самоизоляцию как удобный полигон для выстраивания нового общения с детьми.
  4. Путем совместных договоренностей распределить семейные обязанности, обязательно привлекая детей. Совместно выработанный режим дня зафиксировать письменно и торжественно вывесить. Больше шоу из привычных дел.
  5. Следует позаботиться о том, чтобы у каждого члена семьи было личное пространство для уединения. Поощрять постройку маленькими детьми «гнезд», «домиков», «палаток» и пр. Для подростков — обязательно индивидуальное неприкасаемое место для личных вещей.
  6. Планировать совместную деятельность с детьми заранее, предупреждать о своих планах загодя. В идеале — вывешивать расписание мероприятий на неделю. И, повторюсь, создавать из совместных мероприятий ежедневные ритуалы.
  7. Помимо традиционного взаимодействия с детьми (игр, творчества и т.д.) включить в повестку такие семейно-укрепляющие мероприятия, как совместные очистка жилища от накопленного хлама (если возможно, с эмоциональным его уничтожением), просмотр старых архивов, фотоальбомов с пересказом семейных историй, разбор залежей фотографий на компьютере и прочих носителях, онлайн-общение с друзьями или родственниками.
  8. Подключаться к учебному процессу ребенка не в качестве контролера, а в качестве ученика. Осваивать предметы совместно, играя, становясь на позицию равного или даже давая детям возможность побыть учителем.
  9. Не пытаться навязывать себя детям в режиме 24/7. Переводить количество в качество. Под количеством следует понимать объем совместных с детьми мероприятий (игр, творчества, физических упражнений, учебы), под качеством — эмоциональную наполненность. 15 минут яркой веселой игры с родителем лучше, чем два часа монотонной обязаловки.
  10. Позволять самому себе обращаться за помощью к специалистам. Большинство психологов переключились на работу онлайн.

Несколько тактических приемов в общении с детьми и подростками:

— В разговоре демонстрируйте ребенку, что вы его слушаете, слышите и вам небезразличны его мнение и эмоции. Организуйте прямой зрительный контакт, давайте ему обратную связь невербально, называйте его чувства, говорите ему о своих переживаниях.

— Если ваше собственное раздражение велико, не нужно выплескивать его на ребенка. Скорее всего, оно является следствием вашего ощущения бессилия изменить поведение ребенка по своему усмотрению. Находите время побыть со своей злостью один на один, но не пытайтесь ее уничтожить, а мысленно разговаривайте с ней, давая ей право на существование. Остаток злости переводите в продуктивные действия — спорт, работу по дому.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ