В «Спецкоммунавтотрансе» планируют перейти на обслуживание мусоровозами с задней загрузкой

Кто особенно востребован в городе в дни большой весенней уборки? Конечно же, специалисты «Спецкоммунавтотранса», где побывала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Ювелирная работа

С раннего утра и до позднего вечера большие оранжевые спецмашины вывозят из города многие тонны твердых бытовых отходов. Эта работа, в том числе в тесно заставленных машинами дворах, требует от водителей мастерского вождения, большой концентрации внимания, весьма ответственного отношения к своему делу.

На автобазе создан крепкий коллектив профессионалов. Начальник производственного участка № 1 Дмитрий Шумченя рассказывает:

К нам приходят опытные ребята: и дальнобойщики, и водители пассажирских автобусов. Главное условие трудоустройства — наличие стажа работы на большегрузных автомобилях не менее трех лет. Как правило, претендент сначала садится в машину к нашему водителю и вместе с ним выезжает на маршрут. После такого пробного рейса, узнав об особенностях дела, взглянув на него изнутри, процентов 50-60 желающих трудоустроиться не приходят даже на собеседование. Есть люди, которые стремятся попасть к нам исключительно из-за довольно высокой зарплаты. Но некоторым хватает одного пробного рейса, чтобы понять: эти деньги зарабатываются весьма непросто.

Все городские маршруты считаются сложными, но центральная часть столицы требует от водителей особых усилий. Старая застройка не предусматривала такого количества машин. Поэтому, чтобы избежать неприятных моментов, в центральные районы наша техника выезжает в самое раннее время. В 6:15 водители отправляются в рейс, чтобы успеть забрать мусор до начала рабочего дня, пока места во дворах не заняли автомобили офисных работников.

Разрушая стереотипы

Работа по уборке города у многих вызывает ассоциации с неприятными запахами, грязью. На самом деле тот, кто так считает, совершенно не в курсе дел на предприятии «Спецкоммунавтотранс». Дмитрий Шумченя утверждает: у некоторых водителей машины в таком состоянии, что и частные автовладельцы позавидуют. Сама же территория вместе с гаражами и ремонтными мастерскими — пример образцового содержания. На предприятии работают душевые кабины, сауна, есть собственная прачечная по стирке спецодежды. В конце смены все машины в обязательном порядке моют, через каждые 10 тысяч километров проводят их полную дезинфекцию. При этом тщательно обрабатывают и внутренние поверхности контейнеров.

Существует еще одно заблуждение: мол, на мусоровозы устраиваются главным образом мужчины после пятидесяти. Это не так. В основном на предприятии трудятся водители в возрасте 35-45 лет, которые уже адаптировались к специфике работы. Они втянулись в существующий трудовой ритм, знакомы со всеми принятыми требованиями. А новичку, который, скажем, проработал многие годы дальнобойщиком и привык к дальним маршрутам на прямых дорогах, очень непросто приспособиться к маневрированию во дворах: плохой обзор, узкие заезды, когда приходится буквально миллиметры учитывать, чтобы не задеть припаркованные легковушки. Иногда на маневры только в одном дворе уходит 15-20 минут. А сколько рядом невнимательных пешеходов — старики, дети, молодежь в наушниках! Не редкость и настроенные на конфликт владельцы припаркованных возле контейнеров машин. На предприятии, кстати, существует негласная примета: если новичок все эти непростые условия труда принял сразу, то в этом деле он останется надолго. В прошлом году с предприятия уволился только один работник.

Чтобы было чисто

С февраля прошлого года «Спецкоммунавтотранс» оказывает еще одну услугу горожанам — вывозит крупногабаритный мусор. Но здесь пришлось столкнуться с непредвиденной проблемой: коммунальная культура жителей столицы пока оставляет желать лучшего.

Почему-то люди считают личной территорией только границы собственной квартиры, — сокрушаются водители. — То, что происходит вне ее, кажется, никого не волнует. К примеру, выбрасывают старый шкаф или диван. Вынесли из подъезда и бросили как попало: на газон, возле скамейки… Случаются и казусы: водитель увозит брошенную во дворе старую вещь, а ее хозяин, оказывается, собирался вывезти ее на дачу.

Казалось бы, чего проще: сложил предназначенное на выброс в специально отведенное для этого место, а коммунальная техника потом заберет груз согласно графику. В соответствии с установленными правилами подобный сбор проводится два раза в неделю. Графики выездов спецмашин согласованы с жилищно-коммунальными службами, а те, в свою очередь, обязаны информировать жильцов. Кстати, машины могут приехать и вне графика, если поступит заявка от коммунальщиков.

В работе спецмашин имелся один проблемный момент. Часто бывало, что водитель вывез крупногабаритный мусор, а кто-то из жильцов тут же вынес во двор еще одну партию старого хлама. Санэпидстанция предъявляла претензии: мусор своевременно не убран. С учетом таких обстоятельств руководство предприятия обеспечило каждый экипаж фотоаппаратом, и сейчас водитель снимает площадку до погрузки мусора и после. Так что и в этом вопросе современные технологии берут свое.

Наша забота, а не енота

Помните телевизионный ролик о трех енотах, которые возле контейнеров для раздельного сбора мусора отбивают мелодию на стекле, пластике и картоне, а затем аккуратно их выбрасывают в соответствующие емкости? Таким образом авторы сюжета призывали население заняться сортировкой отходов. Ведь все хотят пить чистую воду, дышать свежим воздухом, любоваться природой. Но, чтобы воплотить эти желания в жизнь, необходимо прежде всего научиться грамотно избавляться от мусора.

Сегодня годовой объем его вывоза «Спецкоммунавтотрансом» составляет 2,95 миллиона кубических метров. Львиная часть объема — отходы от населения. Причем долю повторного использования твердых коммунальных отходов к 2020 году планируется увеличить до 25 %. Такое решение принято на уровне правительства.

Чтобы помочь городу и дальше оставаться чистым и опрятным, на предприятии планируют закупить и установить пластиковые евроконтейнеры для сбора отходов и перейти на обслуживание мусоровозами с задней загрузкой, благодаря чему работа с отходами станет более совершенной.

И если мы все вместе приложим совсем немного усилий, чтобы помочь профессионалам городской уборки, экологическая обстановка в Минске значительно улучшится.

Фото Сергея Лукашова

Самое читаемое