В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Директор гимназии № 37 И. Даненкова: «Быть руководителем и мамой – сложно»

Чем полезно лего-конструирование, к кому прилетает мудрый филин и что для женщины сложно втройне, рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» директор гимназии № 37 Ирина Даненкова.

– Учителем представляла себя с детства, – вспоминает Ирина Валерьевна, – мечтала вести уроки математики. С золотой медалью окончила школу, поступила в пединститут.

Долгое время работала в 145-й школе, затем – в 158-й. Возглавляла методическое объединение, давала открытые уроки, участвовала в семинарах. Через некоторое время стала заместителем директора по учебной работе, а в 2010 году – директором школы.

Через год средняя школа № 158 была переименована в гимназию № 37.

– Вы стояли у истоков создания гимназии. Ожидания оправдались?

– Более чем. По итогам прошлого года наше учреждение стало вторым во Фрунзенском районе. По результатам первой четверти нынешнего года на первой ступени обучения 98 отличников, на второй и третьей – 54. Много ребят, у которых только одна-две отметки ниже 9. Одними из первых в городе стали использовать в начальных классах конторки для обучения детей стоя (для очень активных ребят) и тренажеры для развития мелкой моторики рук.

На базе гимназии создан ресурсный центр информационных технологий. Также одними из первых внедрили лего-конструирование. Сегодня для младших школьников открыт кружок «Перворобот Лего», для старшеклассников – Школа робототехники. Учителя отмечают, что лего помогает ученикам легче справляться с логическими и творческими заданиями, моделировать и защищать свои проекты на конкурсах.

С сентября у нас во всех классах введены электронные журналы, действует SMS-рассылка для родителей. Но самое главное – наши гимназисты отличаются от обычных школьников. Сомневаетесь? Придите на урок и увидите умные, заинтересованные детские глаза.

– С какими сложностями довелось столкнуться?

– В первые годы – с негативным отношением родителей к экзаменам в 5-й класс: 20–25 % учащихся отсеивались. Конечно, это обстоятельство вызывало негодование, ведь для каждого родителя его ребенок самый лучший. Сегодня вступительные испытания не проходят менее 10 % наших ребят. Родители видят, что учебная программа в гимназии сложнее школьной, но приносит детям пользу.

– В гимназию идут способные или хорошо подготовленные дети?

– Приходят и те, и другие. Кроме того, девчонки и мальчишки, поступающие к нам, отличаются высокой мотивацией к учебе, что заметно, как правило, уже в начальных классах. Успехи детей во многом зависят от нас, взрослых. Учителя, ученики и родители должны работать в одной связке.

– Какие предметы изучаются на повышенном уровне?

– Английский язык и математика – с 5-го класса. С 8-го вводятся дополнительные факультативы, где на повышенном уровне изучаются некоторые предметы. В 10–11-х классах идет профильное обучение: организованы мультипрофильный класс (физико-математическая и химико-биологическая группы) и гуманитарный.

– Расскажите, пожалуйста, о международных проектах, в которых участвует гимназия.

– Мы тесно сотрудничаем с московским лицеем № 1451: обмениваемся опытом, проводим совместные конференции, круглые столы. К примеру, живой интерес вызвала дискуссия, в которой обсуждались плюсы и минусы ЕГЭ и ЦТ. Москвичи приезжают в гимназию с мастер-классами, наши педагоги дают уроки в лицее. Гимназия также поддерживает дружеские отношения с посольством Венесуэлы в Беларуси. Периодически факультативные занятия по испанскому языку проводят его носители.

– Какие профессии выбирают ваши выпускники?

– Последние два года ребята, особенно те, кто окончил физико-математический класс, связывают свое будущее с программированием, моделированием, прикладной математикой, инженерными специальностями. Они целенаправленно готовятся к поступлению в конкретные вузы, четко видят свои перспективы. Меня это радует. Несколько лет назад картина была иная: выпускники ждали результатов тестирования и только потом решали, куда подавать документы.

– В гимназии дружный педагогический коллектив. Чем привлекаете кадры?

– По итогам учебного года лучших учителей-предметников награждаем призами. За счет внебюджетных средств приобретаем в их кабинеты новые компьютеры, интерактивные доски. Хорошей мотивацией выступает и заработная плата: поощряем за участие в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях.

К слову, в коллективе 11 мужчин. Это учителя истории, биологии, информатики, физики, трудового обучения и физической культуры и спорта. До сих пор мы одни из немногих в системе образования города, где представители сильного пола заметно разбавляют женский коллектив. Считаю, что мужчины обязательно нужны в образовании. Школа – та же семья: в ней должны присутствовать и Он, и Она.

– Есть ли у гимназии традиции?

– Каждый год выбираем лучшего ученика и учителя. Вручаем дипломы и символ гимназии – Мудрого филина. Победителей определяем в различных номинациях. К примеру, «За отличную учебу», «За участие в конкурсах», «За победу на олимпиадах» и других. У десятиклассника Владимира Смолея, к слову, уже пять филинов.

– Как разрешаете внутришкольные конфликты, если они возникают?

– Как математик в любом споре пытаюсь найти логику. Выслушиваю обе стороны, но никогда не организовываю показательных собраний. Вообще-то я очень уравновешенный человек. Не устраиваю истерик, не размахиваю шашкой, не повышаю голоса (последнее если и случается, то только по делу).

– Сегодня ведутся разговоры об отмене безотметочной системы в начальной школе. Каково ваше мнение на это счет?

– Считаю, что отметки должны выставляться не с 3-го класса, как сейчас, а хотя бы со второго полугодия 1-го. Ребенок видит результат – у него появляется стимул.

– У вас трое сыновей. Тяжело совмещать обязанности директора гимназии и многодетной мамы?

– Быть руководителем и мамой – сложно. Если бы не поддержка семьи, вряд ли состоялась бы как руководитель. Супруг и сыновья помогают: по очереди убирают в квартире, покупают продукты. А я, вернувшись вечером с работы, превращаюсь в домашнего повара (улыбается). Сами понимаете, четверо мужчин в доме.

– Вы строгая мама?

– Очень. И требовательная. Мне нравится, когда все четко, аккуратно, спланировано. Старший сын сейчас учится на втором курсе экономического университета, средний – в 11-м классе, профессионально занимается баскетболом, играет в команде «Цмокi-Минск». Младший – второклассник.

С детьми у меня прекрасные отношения, но дисциплина дома есть.

– Профессия накладывает отпечаток на характер?

– Безусловно. Становишься консервативным, появляются характерные учительские взгляд, интонация. Педагог смотрит на жизнь с позиции «так должно быть». У него вырабатывается привычка держать все под контролем, быть примером. Учителя внутри себя нельзя оставить в школе. Он – второе «я».

– В чем, на ваш взгляд, предназначение женщины?

– Интересы семьи должны стоять на первом месте. К сожалению, сегодня мы вынуждены частично брать на себя функции мужчин в плане зарабатывания денег. Считаю, что это не совсем правильно. Женщина в первую очередь должна заботиться о доме, создавать в нем уют, воспитывать детей.

– Считаете себя сильной?

– Да, но какой бы сильной ни была, все равно остаюсь женщиной.

 

Еще статьи рубрики:

В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Почему бумажные записки на уроке уже не комильфо?

В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Учитель физкультуры А. Снытин: «Мальчики сегодня проигрывают девочкам в беге, прыжках и даже не расстраиваются»

 

 

Самое читаемое