В зените славы: в Минск привезли фото авторства легендарного Льва Бородулина

Выставка, посвященная юбилею фотографа Льва Бородулина, открылась в Художественной галерее Михаила Савицкого 24 января, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Противоречие, открытый конфликт, эйфория от победы, злые слезы поражения — спортивный летописец Лев Бородулин мастерски ловил в объектив весь спектр эмоций.

В экспозицию вошли более сотни известных и ярких снимков.

Вот Анатолий Тарасов на пару с Аркадием Чернышевым что-то эмоционально объясняют своим хоккеистам. «Скачет» над помостом бельгийский штангист-здоровяк Серж Рединг, радуясь победе. Застыли в преддверии схватки два борца. Чеканят шаг советские спортсмены на параде 1956 года в Москве.

И зритель там, рядом с атлетами. Восхищается, радуется, болеет за своих. Каждый снимок Л. Бородулина — это маленькая жизнь. Яркий фрагмент мозаики большого спорта. Легендарный фотокорреспондент журнала «Огонек» транслировал публике самые молниеносные движения, самые чистые эмоции, которые царили на полях спортивных сражений.

— Спорт — неиссякаемая тема для творчества, — подчеркивает куратор экспозиции Майя Кацнельсон. — Особенно для такого художника, как Лев Бородулин. Выставка собрала самые знаковые его работы. Спортивный парад 1956 года в Москве — фото, которое позже приобрел для Белого дома Билл Клинтон. Нашумевший снимок «С вышки!», украсивший обложку журнала «Огонек», посвященную Олимпиаде-1960 в Риме, и вызвавший гнев главного идеолога СССР Михаила Суслова. Последний не просто раскритиковал снимок, он отозвался о нем весьма жестко. О снимке, который спустя годы ушел с аукциона Sothebys за огромные деньги.

Л. Бородулин известен во всем мире. Филигранным чувством композиции, умением расставить акценты, а еще — чувством юмора. Одним из ярких примером выступает снимок «А судьи кто?», запечатлевший скучающего арбитра, который даже не пытается подавить зевок.

Или «Чистая победа». Фото посвящено лидерам велогонки, где из чистого — лишь незамутненная эйфория спортсменов, которые буквально по уши забрызганы грязью.

— Бородулин не ставил целью найти юмор в каждой ситуации, — рассуждает искусствовед Лариса Финкельштейн. — Но хорошо подчеркивал иронию и юмор там, где они читались. Здесь (окидывает взглядом зал) практически нет постановочных фото. В каждом снимке — живость непосредственных, ярких эмоций, в которых вся ценность репортажной съемки.

Львиная доля экспозиции — черно-белые кадры. Цветные фото есть — не зря же именно Бородулин стал одним из первых, кто снимал в цвете в Советском Союзе — но в меньшей степени.

Искусствовед подчеркивает, что особенно симпатизирует именно черно-белым работам.

— В них есть искусство, авторская власть, — поясняет Л. Финкельштейн. — Цвет же несовершенен, часто ядовит, а местами и вовсе вульгарен.

Особый шарм диахромных фото отмечает и Мелитина Станюта.

— В них чувствуются характер, концентрация эмоций, — говорит она. — Не спорю, цветные снимки яркие, красивые, но в черно-белых своя фактура, драма.

Одной из самых запоминающихся спортсменка называет фотографию скучающего члена жюри. Мелитина с улыбкой отмечает, что и самой приходилось замечать подобные настроения.

А вот художественную гимнастику она сегодня сняла бы по-другому.

— Наверное, ни один вид спорта не поменялся так, как художественная гимнастика, — поясняет Мелитина.

25 января Лев Бородулин празднует 95-летие. Экспозиция как раз приурочена к этой дате, а также к ХХIII зимним Олимпийским играм.

Приобщиться к классике спортивной фотографии можно до 25 февраля.

Фото Павла Русака

 

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ