Вадим Гигин: «Ток-шоу сегодня можно назвать одним из основных жанров информационного вещания»

Ведущий ток-шоу «Дело принципа», которое выходит на канале ОНТ, Вадим Гигин рассказал о силе слова, месте «разговорных» программ в медиапространстве и увлечении историей.

– Вадим Францевич, поговорка гласит, что словом делу не поможешь. А ток-шоу может?

– С моей точки зрения, слово как раз и определяет дело. Ведь даже в Библии сказано: «В начале было Слово». Для того чтобы что-то сделать, надо прежде обсудить. Взять ту же коррупцию, про которую мы дискутировали в эфире совсем недавно. Посмотрите, как поступил наш Президент по этому вопросу. Он же не сразу подписал закон или декрет об усилении борьбы с этим злом, а вынес его на общественное обсуждение. Подключились и мы. Но вопрос в том, для чего нам обсуждение? Думаю, чтобы на стадии принятия решений выработать максимально эффективные способы их реализации. Мне бы хотелось, чтобы люди не только осуждали чиновников, но и размышляли о причинах взяточничества. Не проговаривая эти моменты, разобраться в данном вопросе невозможно. Конечно, может статься, профессионалам и так все понятно, но донести эти мысли понятным языком до широкой аудитории гораздо важнее. Безусловно, такая дискуссия не может ограничиться часом эфирного времени, но миссия ток-шоу – побудить людей задуматься и начать более широкое обсуждение. Каким образом? Правильно расставить акценты в программе и пригласить интересных и умных гостей, имеющих свое мнение.

– И все-таки цель программы – донести до аудитории мысли и мнения собравшихся в студии или дать практические советы зрителям?

– Мне думается, что практические советы для зрителей важны, но немного второстепенны. В белорусском обществе есть потребность в публичной дискуссии. Мы хотим побудить к действию, поиску решения проблем. К слову, все темы для обсуждения не случайны, поэтому после каждого ток-шоу, которое можно назвать неким началом дискуссии, идет резонанс. Как среди простых граждан, так и среди власть имущих.

– Темы для минувших программ были масштабными: ситуация в Украине, коррупция, пьянство за рулем. Как их выбираете?

– Есть события, которые актуальны всегда, другие темы подсказывает информационная картина дня. Естественно, бывают вести, которые затмевают все остальные, и приходится, что называется, с колес собирать программу. Но есть и вечные темы: жилищно-коммунальные услуги, здравоохранение, образование.

– Ток-шоу «Дело принципа» – проект авторский?

– Программу делают много людей, но личность ведущего играет свою роль (улыбается). Команда занимается организацией съемок, созданием графики, приглашением гостей, написанием сценарного плана для ток-шоу. Ведь не секрет, что у каждой такой передачи есть внутренняя драматургия, по которой плавно развивается сюжет. Но разговор может пойти так, что ситуацию приходится разруливать именно ведущему. Порой требуется лавировать, спорить. Такая манера беседы гораздо интереснее.

– По какому принципу приглашают гостей в студию?

– Они должны быть интересными, внятно говорить и уметь отстаивать свою принципиальную позицию. Нам интересны личности. Но самое главное, чтобы они были интересны еще и зрителям. Задачи приглашать на эфир только чиновников мы не ставили. Кстати, в этом принципиальное отличие программы «Дело принципа» от канувшего в Лету ток-шоу «Позиция». Вместо государственных служащих часто обращаемся к экспертам, не хуже разбирающимся в теме беседы. Что касается моего мнения, то настойчиво зову в студию наших депутатов разных уровней. И меня печалит, когда некоторые отказываются, ссылаясь на занятость или незнание вопроса. Думается, депутаты, наоборот, должны рваться в эфир. Очень бы хотелось, чтобы наши слуги народа могли конкурировать в политическом диалоге. А без опыта, в том числе публичных дискуссий, о каком развитии и росте может идти речь?..

– В начале каждой программы звучит фраза: «Для нас нет закрытых тем». А неудобные есть?

– Мы готовы обсуждать любые темы, которые имеют общественно-политическое значение. Для анализа звездных «селфи» есть другие шоу. При этом и у нас в проекте артист эстрады может выражать мнение людей. Местами даже больше, чем представитель политической партии.

– На российском телевидении в последнее время политические ток-шоу вновь становятся популярными и выходят в эфир чуть ли не ежедневно. На ваш взгляд, нужна ли Беларуси такая программа?

– У нас несколько различаются политические ситуации, что сказывается и на специфике работы масс-медиа. Если брать общественно-политический формат, то, откровенно говоря, в Беларуси нет столько спикеров, готовых каждый день интересно и увлекательно обсуждать какие-то проблемы. При этом считаю, что ток-шоу сегодня можно назвать одним из основных жанров информационного вещания. Например, в сетке российских каналов масса ток-шоу. Есть семейные, кулинарные, скандальные и многие другие. Этого требует зритель, сидящий с пультом у телевизора. Новости можно узнать из Глобальной сети, скачать документальный или художественный фильм тоже не проблема. А у телевидения есть уникальная возможность анализировать информацию. Живой разговор помогает зрителю ассоциировать себя с кем-то из участников дискуссии, занимать свою позицию по определенному вопросу. Главное, чтобы это было увлекательно. Уверен, что и в Беларуси формат ток-шоу должен развиваться.

– Вы главный редактор журнала «Беларуская думка», историк, публицист, колумнист и телеведущий. Чем заниматься труднее?

– Самое трудное – все успеть. Но все же нужно признать, что для меня всегда была, есть и будет главным история. Это самое большое увлечение в жизни. К сожалению, на науку остается мало времени. История, по крайней мере так ощущаю, – это мое призвание. Историческое образование позволяет по-иному смотреть на мир. Ведь ничто не ново под Луной. Кстати, именно этот багаж знаний позволяет быстро ориентироваться даже в самой острой дискуссии. Думаю, и телеканалу ОНТ интересен во многом благодаря этому.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ