Валентин Елизарьев: «Большой театр Беларуси должен котироваться на мировом уровне»

Всемирно известный балетмейстер, хореограф и педагог Валентин Елизарьев приступил к обязанностям художественного руководителя Большого театра Беларуси, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Накануне в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Республики Беларусь состоялось собрание, на котором министр культуры Беларуси Юрий Бондарь представил Валентина Елизарьева, высказав уверенность в том, что опыт, мудрость и непререкаемый авторитет художественного руководителя будут способствовать дальнейшему расцвету театра.

Валентин Елизарьев — человек уникальный. Своим неповторимым стилем, многообразием пластических форм сделал белорусский балет узнаваемым во всем мире. В последние годы Валентин Николаевич разработал новую концепцию развития Большого театра Беларуси и, мы надеемся, талантливо воплотит ее в жизнь, — отметил Ю. Бондарь.

Министр культуры сказал, что сегодня кричащих проблем в белорусском Большом нет. Здесь трудятся настоящие профессионалы. Театр по многим позициям и основным показателям лидер в своем сегменте культуры и очень любим зрителями. С приходом такой личности, как Валентин Елизарьев, в его структуре произойдут некоторые изменения: худрук будет отвечать за творчество, координировать работу художественных коллективов, входящих в состав театра, возглавит худсовет, а дирекция сконцентрируется на административных, социальных и других функциях.

Ответную речь В. Елизарьев начал с признания в любви к главной сцене Беларуси:

— Это мой мир, это мой родной дом, в котором я отсутствовал девять лет.

Надо пояснить: главным балетмейстером Большого театра оперы и балета Белорусской ССР Елизарьев был назначен в 1973 году. Он получил эту должность как один из самых одаренных выпускников хореографического училища им. Вагановой и консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Из Ленинграда — в Минск, с корабля на бал, из огня в полымя, от учебных постановок — к большой самостоятельной работе. Было Валентину Елизарьеву тогда 26 лет. Каждый елизарьевский балет на белорусской сцене сразу становился культовой постановкой, смотреть которую приезжали со всего Советского Союза. «Кармен-сюита» (1974), «Сотворение мира» (1976), «Тиль Уленшпигель» (1978, 2004), «Спартак» (1980), «Щелкунчик» (1982), «Кармина Бурана» (1983), «Болеро» (1984), «Весна священная» (1986, 1997), «Ромео и Джульетта» (1988), «Дон Кихот» (1989), «Страсти (Рогнеда)» (1995), «Жар-птица» (1998), «Спящая красавица» (2001)… В. Елизарьев в 1992–1996 годах возглавлял балетную труппу ГАБТ оперы и балета Беларуси. С 1996-го по 2009-й был директором-художественным руководителем театра. Так что нынешнее назначение — второе пришествие мэтра.

Да, меня не было в театре девять лет, и наверняка в зале есть молодые люди, которые меня не знают. Я народный артист СССР, народный артист Беларуси, лауреат Госпремии Беларуси. Член Совета Европы по культуре, академик Международной славянской академии. Почетный гражданин города Минска. Ордена, медали… Впрочем, откройте «Википедию», там все написано. Я хочу сказать о другом: я не был в простое эти девять лет. Преподавал в академии музыки. Делал спектакли в Египте, Японии, — пояснил В. Елизарьев. На должность художественного руководителя Большого театра Беларуси меня назначил Президент Беларуси Александр Лукашенко, и я ему за это благодарен. Уже завтра начну плотно общаться с руководителями художественных коллективов. Хочу, чтобы театр котировался на мировом уровне, а не только на европейском. Впереди большая работа — и аналитическая, и практическая.

После собрания журналисты не хотели отпускать В. Елизарьева, однако на все расспросы он, явно волнующийся, отвечал кратко и повторял: «Будем работать».

Хочу напомнить, что я окончил ленинградскую консерваторию. Буду равно относиться ко всем коллективам, включая миманс. У меня нет жанров-любимчиков и жанров-нелюбимчиков, — отметил В. Елизарьев.

…Год назад, когда отмечалось его 70-летие, СМИ наперебой повторяли: Валентин Елизарьев — яркая страница в истории белорусского искусства. Как теперь выяснилось, страница еще не дописана, эпоха не завершена. Как сказал генеральный директор Большого театра Беларуси Владимир Гридюшко, подписывая приказ о назначении и контракт, дирекция и худрук договорились работать на основе дружелюбия и взаимопонимания, чтобы в конечном итоге зритель, приходя в театр, получал истинное удовольствие от высокого искусства.

Фото Сергея Лукашова

 

Самое читаемое