Кому в городе мешают желтые байки
Давным-давно Ильф и Петров в своем бессмертном «Золотом теленке» написали: «Улицы, созданные пешеходами, перешли во власть автомобилистов. Мостовые стали вдвое шире, тротуары сузились до размера табачной бандероли. И пешеходы стали испуганно жаться к стенам домов». Много воды утекло с тех пор. И положение пешеходов вряд ли улучшилось. Скорее наоборот. Если на тротуаре они еще совсем недавно чувствовали себя в безопасности, то теперь… Как-то незаметно, исподволь, стали теснить их адепты ЗОЖ на велосипедах, самокатах, моноколесах и электроскутерах.
Идешь, бывало, никого не трогаешь, а сзади подозрительный шорох. В отличие от авто приближение велосипеда, а тем более самоката, разве что спинным мозгом почувствуешь. Среагировал, увернулся от велосипедиста или от того, кто на самокате мчит, не снимая наушников, — прекрасно, жизнь продолжается. Увы, везет не всем. Тогда читаем в рубрике «Происшествия», как одни на других наезжают и чем такие ДТП заканчиваются. Хорошо если только ссадинами и ушибами, а то ведь и переломами, черепно-мозговыми… Бывали совсем уж печальные случаи.
Это одна сторона безудержного велодвижения, что следовало бы одобрять как весьма полезное и здоровое увлечение. Есть и другая. Год назад бодрая частная инициатива привела к появлению в столице большого числа прокатных велобайков. Новый сервис минчане приняли на ура. Недорого, удобно, где угодно взял и оставил. Почти всем понравилось. Правда, некоторые решили применить к расставленным по городу желтым великам молодецкую и не очень разумную удаль. Двухколесный транспорт, кстати, довольно тяжелый, находили в мусорных баках, водоемах города и даже на деревьях. Да еще горожан почтенного возраста новшество смутило. Не привыкло старшее поколение к бесхозному, как пожилым людям по незнанию показалось, имуществу. А про датчики GPS-навигации, по которым отслеживается его местоположение, им было неведомо. Вот и норовили уберечь педальные машины от воров: тащили их к себе домой или в подъезде прятали от дождя. После приходилось объясняться с милицией. Впрочем, подобные эксцессы, после того как правоохранители вразумили неразумных, почти сошли на нет. Как бы там ни было, масштабный велошеринг стал заметным явлением городской жизни, привнес в ее течение определенную новизну и шарм. Обратили на него внимание и городские власти, взглянув на такой сервис с точки зрения эстетики и удобства для всех. Дело хорошее, но негоже, чтобы яркие желтые велики стояли где попало, порой мешая пешеходам, коммунальным службам, или валялись посреди дороги. Совсем недавно презентовали специально обозначенные места на тротуарах для стоянки шеринговых велосипедов и самокатов. Жизнь покажет, как воспримут эту инициативу горожане. Пока ясно одно: и велосипедистам, и пешеходам надо как можно быстрее вырабатывать своеобразный кодекс взаимоотношений, правила добрососедства, когда одни не мешают жить и передвигаться другим.
Максим Пучинский, эксперт по велосипедной инфраструктуре Минского велосипедного общества:
— Велопарковки в Минске появились вдоль магистральных улиц. Теперь велосипеды проще найти, у них всегда есть обозначенное место, они не мешают горожанам. Однако до такой парковки придется дойти или доехать, что несет определенные неудобства и дополнительные временные и финансовые затраты. Что касается мирового опыта, то в других странах разные варианты байкшеринга. Есть станционный прокат, например, в Москве: взять и оставить велосипед можно только на станциях. Есть бесстанционный, когда байк берут и оставляют в любом месте. Также есть опыт создания виртуальных парковок: велосипед паркуют в зоне, которая обозначена в приложении или разметкой на тротуаре. За нарушение предусмотрен штраф. Сегодня в нашей столице как раз существует некий разумный компромисс. Человек может добраться на велосипеде до порога дома или офиса, при этом соблюдение зоны парковки требуется лишь в некоторых местах города.
Фото Павла Русака