Годовщину внедрения новой системы оплаты проезда в общественном транспорте я едва не отметил штрафом.
Вспоминается прошлогодняя весна. СМИ наперебой рассказывают о новой системе. Лейтмотив основанных на комментариях специалистов публикаций – транспорт вступает в новую эру, которая всем сулит море благ.
Не спорю. Однако, покупая каждый месяц проездной на все виды транспорта, при встрече с контролерами чувствую себя не очень уверенно. Да, я досконально знаю, как действовать при входе в салон автобуса, троллейбуса или трамвая: нужно поднести электронный проездной к валидатору на расстояние до 5 см любой стороной, дождаться, когда сработают световой и звуковой индикаторы, и на экране прибора появится слово «оплачено». Процедура нехитрая. Только вот ситуации бывают разные.
На днях ехал в трамвае 6-го маршрута. Утренний час пик. Еще на остановке пришлось приложить физическое усилие, чтобы попасть в салон. Пассажирский поток стремительно заполнял трамвай, входящие едва успевали прикладывать к валидатору свои бесконтактные смарт-карты (БСК), потому что энергично напирали сзади. Я тоже махнул карточкой перед валидатором и через несколько мгновений уже оказался в середине салона.
Спустя какое-то время в пути, когда в трамвае стало посвободнее, зашли контролеры. Приблизившись ко мне, они попросили приложить проездной к переносному терминалу для проверки оплаты проезда, что я и сделал. Терминал «пикнул», а контролер заявила:
— У вас не оплачен проезд. Платите штраф 90 тыс. рублей.
Такого поворота я не ожидал, обычно проверка проходит без эксцессов. Начал оправдываться:
— Простите, но у меня проездной на месяц. Покупая его, я оплатил все поездки вперед. За что же штраф?
Контролер еще раз посмотрела на терминал и безапелляционным тоном продолжила:
— В последний раз вы оплачивали проезд вчера. Сегодня не оплатили.
— Но у меня проездной…
— Штраф, пожалуйста!
И тут дошло. Видимо, на сей раз моя БСК не отбилась на валидаторе, что и подтвердил контролерский терминал. Получается любопытная вещь: неумышленное неподношение БСК к валидатору является административным правонарушением, расценивается как безбилетный проезд и влечет наложение штрафа. Даже если это электронный проездной на месяц, а не на определенное количество поездок (в последнем случае можно уличить пассажира в преследовании корыстных целей). Напрашивается еще один вывод: обладатель не валидированного проездного и заяц, который и не собирался оплачивать проезд, – перед законом близнецы-братья.
Эту мысль я и попытался донести контролеру. Иными словами, воззвал к здравому смыслу. Даже приготовился показать чек о покупке проездного. Видя мою «несознательность» и упертость, представили ревизионной группы, ворча, удалились. Впрочем, и мне надо было выходить на следующей остановке.
Когда вводилась новая система оплаты, транспортники говорили, что потребуется какое-то время, чтобы ее обкатать, учесть все нюансы, усовершенствовать. Прошел год. Может, пора внести ясность и по вышеизложенной проблеме? Она, безусловно, не носит массовый характер. Но даже если раз в год законопослушного пассажира пытаются аки зайца прижать к стенке, по-моему, есть над чем поработать.