Валяные бомберы, свитшоты и даже обувь. Как мастер из Минска создает модные вещи из войлока

Когда речь заходит о войлоке, многие представляют себе грубое полотно, никак не подходящее для носки. На самом деле материал теплый и комфортный, а в умелых руках может стать еще и стильным. Корреспондент агентства «Минск-Новости» пообщалась с мастерицей, которая любит работать с войлоком и создавать из него неповторимые изделия.

Войлок — далеко не всегда старомодные валенки, игрушки и брошки. Благодаря сотням красителей и возможностям трансформации полотна из него можно создать целую коллекцию одежды и даже обуви: от кроссовок до весеннего пальто и перчаток. Этим делом вот уже несколько лет занимается минская мастерица Ольга Камелягина.

— Впервые с войлоком познакомилась на ярмарке «Млын». Меня покорили работы в технике, о которой до этого ничего не знала. Потом моя дочь пошла в студию, где обучали валянию, и оттуда принесла первую брошку, свалянную своими руками. Любопытство победило, и я тоже пошла учиться, — вспоминает Ольга.

К творчеству душа минчанки лежала всегда: она закончила художественно-графическое отделение Витебского государственного университета им. П. М. Машерова, где на кафедре декоративно-прикладного искусства занималась батиком (ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов), гобеленом (вытканный вручную по рисунку-образцу ковер-картина) и изучала основы моделирования и проектирования одежды.

— Все это мне очень пригодилось. Живопись люблю, много работаю с цветом. Понимание основ цветоведения, чувство форм, пропорций в валянии полезно, — говорит мастерица.

На одну вещь уходит от 14 дней, а сделать домашние тапочки можно за неделю

Несмотря на то что петь оду войлоку мастерица готова долго, признается: есть в работе и немало сложностей. Главная из них связана с богатством материала. В зависимости от породы овечки и микронности шерсть каждый раз ложится по-разному, дает разнообразные фактуры.

—Тонкая шерсть отлично сваливается в технике нуновойлок с шелком. Получаются легчайшие блузы, шарфы, палантины. Такой материал похож на тонкие и воздушные шелковые волокна. В работе с ним важно быть сосредоточенной, дать кистям рук расслабленно двигаться. Тогда процесс идет сам по себе, и ты входишь в своеобразное медитативное состояние, что и помогает создавать красоту, — рассказывает собеседница.

Для обуви нужна более плотная шерсть. В работе с ней не обойтись без настойчивости и физической силы. После пары часов с таким материалом руки болят, как после усиленной тренировки в зале.

— Войлок довольно затратный по времени вид творчества. Сама раскладка не терпит суеты, нужно чувствовать равномерность слоя, то, как волокна дадут усадку. Все это учитывается, ведь на обычном плоском шаблоне создаются и валенки, и шапочка, — говорит Ольга.

На изготовление домашних тапочек может уйти и 5, и 7 дней. Все зависит от технологических периодов сушки, скорости усадки и многих других моментов.

— Хорошо, когда ты подружился с шерстью. Но бывает по-разному: вроде, то же полотно, та же температура, но что-то идет не так. И в большинстве случаев точно назвать причину невозможно, — комментирует мастер по войлоку.

Одежда создается от 14 и более дней. Сюда входят этапы валяния, полоскания и сушки, после чего изделие отправляется на манекен. На нем мастер смотрит, хорошо ли все легло. Как правило, с первого раза идеальной посадки не получается и изделие идет на доваливание: где-то нужно подтянуть, где-то расслабить.

— На время изготовления влияет и то, что самостоятельно приходится красить дополнительные материалы. Это могут быть шелк, хлопок, вискозные волокна. Без красителей не обойтись, потому что сразу в нужную цветовую гамму не попадешь, — рассказывает Ольга.

В войлочной обуви можно смело пройтись по лужам

Несмотря на то что войлок — один из самых древних видов текстиля, при правильном подходе традиции валяния могут быть современными. По словам мастера, это получается благодаря огромной цветовой палитре, сочетанию материалов, которые и формируют неповторимые фактуры.

Внешний вид вещи Ольга обсуждает с заказчиком. Здесь нужно быть еще и тонким психологом, ведь модель подбирают под настроение, типаж, темперамент человека.

Первые экспериментальные модели минчанка делает для себя и близких.

— Для меня важно, чтобы вещь хорошо сидела, носилась. Поэтому только после того, как опробую ее сама, предлагаю клиентам, — подчеркивает О. Камелягина. — Еще мне помогает насмотренность. Не вижу ничего зазорного в том, чтобы следить за работами других мастеров. У них подсматриваю новые технологические решения, применяю все это к своей технике, стилю. Насмотренность — это не значит копирование. Она только обогащает копилку идей, поэтому считаю это полезным.

Есть у минчанки и любимые дизайнеры — именно их коллекции нередко дают вдохновение для нового жакета или пальто.

— Мне по душе творения итальянца Брунелло Кучинелли и бельгийца Дриса ван Нотена, на игру цвета и формы которого можно смотреть вечно. Восхищаюсь и работами Джорджио Армани, — говорит она.

Интересный крой и авторское видение мастер считает главной причиной популярности таких изделий.

— Спрос на хенд-мэйд будет всегда. Ведь вещи, сделанные своими руками, несут положительную энергетику и всегда выделяются. Всегда рада, когда вижу на улице идущего навстречу человека в валяных шарфе, варежках или с сумкой из этого материала. Я понимаю, что этот человек хочет выделяться и подходит к выбору своего гардероба с особым вниманием, — подчеркивает минчанка.

Если красоту ее моделей отмечают многие, то их практичность до сих пор вызывает у некоторых сомнения. На этот случай мастер по войлоку успокаивает: трудностей при уходе нет, и на всякий случай вместе с покупкой дает заказчикам памятки.

— Единственное, пальто и жакеты лучше отдавать в сухую чистку. Все остальное можно смело стирать самостоятельно, — поясняет она. — Заказчики часто спрашивают: «Как быстро намокает войлочная обувь?». На самом деле по лужам в ней можно пройтись смело. Это я сама делала не раз. Шерсть не накапливает влагу, и ноги остаются в тепле и сухости. После того как вы пришли после прогулки в войлочной обуви в дождливый день, нужно поставить ее на батарею или предварительно промокнуть тряпочкой и оставить досыхать.

Нередко останавливают на улице и спрашивают, где заказывала такую вещь

Ольга Камелягина — одна из немногих рукодельниц, кто предлагает из войлока все, начиная с зимней обуви и кроссовок и заканчивая варежками и перчатками. Не делает минчанка разве что валяные головные уборы. Признается, что создавать шляпы ей просто неинтересно.

— Специалистов по валянию в Минске не так много, они дружат. Но любая конкуренция — это всегда хорошо, потому что благодаря ей мы получаем лучшее качество исполнения, более интересные модели. С минскими мастерами общаемся, к ним можно обратиться за советом, поделиться опытом. Но вместе с этим у каждого есть свои секреты. Из-за этого работа каждого имеет свой стиль, неповторимые черты.

Авторские изделия Ольги заказывают как женщины, так и мужчины вне зависимости от достатка и возраста.

— Это люди, которые хотят выделиться из серой массы. Ведь все сделано в единственном экземпляре и под определенного человека, — делится наблюдениями собеседница. — Обувь очень ценят любители комфорта, ведь войлок будто обнимает стопу, ноги в нем отдыхают. Те, кто однажды ходил в таких тапочках, всегда возвращаются. Даже через 5–6 лет (ведь тапочки из него носятся долго) люди хотят купить себе такие же снова.

Оригинальный дизайн, который предлагают отдельные мастерицы, точно не увидишь на вешалках сразу нескольких магазинов масс-маркета. Поэтому, как отмечает Ольга, такая одежда неизбежно привлекает взгляды:

— Меня не однажды останавливали на улице, когда была одета в свитшот или пальто, сделанные своими руками. Вопросы всегда одни и те же: «Это ведь войлок? А где вы заказываете?». Поэтому по привычке ношу визитки с собой.

Фото из личного архива собеседницы

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ