Важно хвалить за любое достижение. Где детям с тяжелыми нарушениями помогают справиться с проблемой
Каждый родитель предвкушает пору, когда в доме будет звучать милая детская болтовня. Но если, подрастая, малыш не радует заветными «папа» и «мама», отчаиваться не стоит: в Специальном детском саду № 124 для детей с тяжелыми нарушениями речи помогут справиться с проблемой. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Маленькие молчуны
Трехлетний Вова удобно расположился на спортивном мате, а учитель-дефектолог Наталья Анашко попеременно толкает его ножкой фитбол и громко произносит: «Ап-ап-ап». Мальчик понимает, что дальше он сам должен повторить за педагогом движения и звуки. Старается, активно пинает шипастый мяч и изо всех сил напрягает свой непослушный язычок, чтобы хоть робким «ап» порадовать педагога.
— Дети к нам попадают с тяжелой речевой патологией. Зачастую в три года они не могут произнести ни слова, — рассказывает Наталья Анашко. — Так было и с Вовой. Поэтому его первые звуки и слова, которых мы с коллегами всячески стараемся добиться, как бальзам на душу.
Ровесница Вовы маленькая Маргарита несмело идет по ортоковрику. Надо не просто пройти, а вначале подпрыгнуть, затем взять правой рукой предмет, произнести за педагогом нужный звук, потом опять подпрыгнуть и перейти на следующую ячейку. Малышке выполнить задание нелегко: прыгать она толком еще не умеет, да и звуки произносит с трудом. Но под чутким руководством учителя-дефектолога потихоньку идет к цели.
Стороннему наблюдателю кажется странным, как все эти занятия с прыжками и предметами могут стимулировать развитие речи ребенка. Но специалисты знают: могут, да еще как.
— Нейромоторную коррекцию мы стали применять относительно недавно. Прошли обучение на специальных курсах и теперь активно внедряем полученные знания в нашем саду, — говорит учитель-дефектолог Карина Илюкевич. — Не без гордости скажу, что немногие специалисты в Минске освоили новый метод работы. Да, какие-то элементы применяются, но углубленно не используются. А мы видим, что нейромоторная коррекция хорошо помогает нашим воспитанникам, значит, будем активно ее задействовать на занятиях.
Запускаем речь через движение
Вся информация, которую мы получаем извне, перерабатывается мозгом. Ученые отмечают: вначале мозг превращает картинку в действие, а затем движение — в звук.
— К сожалению, современная жизнь с ее сумасшедшим темпом, обилием гаджетов и всевозможных электронных игрушек способствует тому, что дети мало двигаются, — сетует учитель-дефектолог Виктория Полещук. — Какие там казаки-разбойники, «квадрат» или вышибала, в которые мы играли в детстве… Нынешние ребята не прыгают через резиночку и не пинают мяч на стадионе. Да что там! Малыши даже не умеют высоко колени поднимать. Зато с юного возраста знают, как найти нужную игру в смартфоне или планшете. Вот и растет число ребят, которым требуется помощь логопеда или учителя-дефектолога.
— У детей с речевыми расстройствами часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость, — продолжает Карина Илюкевич. — Иногда на занятия приходит малыш, и ты видишь, что он с трудом управляет своим телом, собраться не может, расслаблен, как тряпичная кукла. Либо, наоборот, зажат, с гипертонусом. У такого ребенка и речевой аппарат не будет должным образом работать.
Вот в 124-м садике и запускают речь через движение. Обустроили зал под работу по новому направлению, приобрели балансиры, фитболы, полусферы, ортоковрики, тоннели. Деток качают в гамаках, перекатывают на матах или в тоннелях. И при этом специалисты произносят какие-то звуки, слова или словосочетания. Вначале воспитанники неосознанно повторяют услышанное. Педагог это замечает и закрепляет результат. Чтобы ребята быстрее заговорили, в ход идет все — и упражнения под ритмичные стихи или песни, и спокойные расслабляющие занятия с нужными предметами, и яркие игрушки.
Родители в помощь?
На каждого воспитанника детсада № 124 составляется речевая карта, куда вписывают его особенности на данный момент и индивидуальный план развития. С конкретным ребенком специалисты порой перепробуют не один метод или направление, пока подберут, что ему подходит. В конце учебного года в речевую карту вносят пометки: что получилось выполнить из намеченного, а какие навыки нужно еще закрепить.
— Запланированная работа идет гораздо быстрее, если мы трудимся в тандеме с родителями воспитанников, — говорит Наталья Анашко. — Когда мама и папа заинтересованы в развитии своего ребенка и выполняют наши рекомендации, закрепляют дома то, что мы освоили на занятиях, результат не заставит себя долго ждать. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Потом родители удивляются: мол, наша дочка ходит в одну группу с Ванечкой, который уже по слогам читает, а мы почему-то топчемся на одном месте. Секрета никакого нет: просто мама Ванечки занимается с сыном.
— Идете с ребенком на прогулку, расскажите, что видите вокруг: «Это цветочек, у него красные лепестки и шершавый стебелек. А там растет клен с резными желтыми листочками». Даже если ребенок не говорит, у него накапливается пассивный словарный запас, которым он будет пользоваться в будущем, — уверяет Виктория Полещук. — Но когда дома отсутствует речевая среда, а только молчание и пикающие звуки в игре на планшете, то и мыслительной деятельности у такого малыша нет. В голове будут зарождаться лишь мысли о первичных потребностях: хочу пить, есть, мне некомфортно.
Не стоит думать, что разговорить маленького молчуна можно только с помощью дорогих приспособлений или специального оборудования. Для этого вполне подойдут и подручные средства. Положите ребенка в одеяло и покачайте его — вот и развитие вестибулярного аппарата. На прогулке пусть малыш пройдется по бордюрам, балансируя и удерживая равновесие. А гуляя в парке, соберите шишки, желуди, каштаны. Трогая и перебирая их, малыш будет развивать мелкую моторику рук. Для этих же целей прекрасно подойдет горох или фасоль, которые можно, например, раскладывать по коробочкам или искать спрятанную среди них мелкую игрушку. Все это запустит речевой процесс.
Учителя-дефектологи 124-го специального садика уверяют, что всегда готовы к общению с родителями и подскажут массу способов, как помочь ребенку влиться во взрослую жизнь без речевых нарушений. Еще важно хвалить его за любое, даже незначительное умение, которое он освоил. Вчера у него не получалось высоко прыгнуть или произнести звук «ш», а сегодня малыш это уже может. Значит, он молодец! Не скупитесь на похвалу.
Специалисты отмечают: современные дети начинают позже говорить или имеют проблемы с речью еще и потому, что дома с ними мало разговаривают.
От слов — к делу
— Мы гордимся результатами своей работы, — отмечает заведующая дошкольным учреждением Валентина Строганова. — Например, в младшую группу пришел ребенок с моторной алалией, которому даже слово «мама» было не под силу произнести, а в старшей он уже составляет предложения, небольшие рассказы, знает цифры и умеет читать. Большая часть наших выпускников продолжит свое обучение в обычной общеобразовательной школе. Родителям посоветую следить за речевыми особенностями своего малыша с раннего возраста, не стесняться обращаться к специалистам. Чем раньше мы начнем устранять речевые проблемы, тем проще и быстрее будет двигаться этот процесс.
Справочно
14 ноября — Международный день логопеда. Это профессиональный праздник логопедов, дефектологов и специалистов, которые имеют отношение к этой сфере деятельности.
Фото Сергея Пожоги
Смотрите также: