«Важно в 10-х классах параллельно приобретать профессию». Столичный педагог — об образовании в школах

О возвращении в школьную программу мировой художественной культуры (МХК) и о профессиональной подготовке школьников корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовал с делегатом Всебелорусского народного собрания Татьяной Коваленей.

Она работает директором СШ № 67, а также преподает ученикам 6–9-х классов мировую художественную культуру. Этот предмет некогда исчез из школьной программы. Но теперь постепенно возвращается, что директор считает большим плюсом. Ведь без него понимание истории будет неполноценным.

Побеседовать с Т. Коваленей удалось только ближе к вечеру. Весь день она вела занятия у детей.

— А когда в школе хозяйничать, если все время на уроках? — спрашиваю у директора.

— МХК у ребят в расписании один день в неделю. Например, у девятиклассников программа рассчитана на полугодие. Поэтому административные функции — моя основная занятость, — говорит Т. Коваленя.

Заговорили о старшеклассниках. Педагог замечает: сейчас дети как раз изучают развитие искусства на современном этапе. Как нельзя кстати. В сентябре у подростков было очень много вопросов из-за сложившейся общественно-политической обстановки. Ответы находили вместе — прямо в учебниках по МХК.

— Искусство связано с историей, этого нельзя отрицать. И факты прошлого в произведениях живописи отражены очень четко и ярко. Мы стали изучать художественное наследие разных стран. И дети обратили внимание, что история циклична. Да, они спрашивали про государственную символику, значение цвета, который использовался на несанкционированных митингах, про символ женщины. Изучая картину того же Делакруа «Свобода, ведущая народ», анализировали, какая цветовая гамма используется, какие аллегории. Главное, они приходили к пониманию, что ошибки прошлого надо учитывать, не повторять. И делали вывод, к каким последствиям это может привести, кто страдает в первую очередь, — рассуждает педагог.

Директор считает, что история в школе как отдельный предмет неполноценна без литературы и МХК:

— Искусство — это невероятная визуализация, то, что запоминается зрительно, через эмоции. А если параллельно использовать и литературное творчество соответствующей эпохи, то у детей сформируется целостная историческая картина. Они по-иному начинают мыслить.

школьникиНа уроках старшеклассники с педагогом рассуждают и о значимости Всебелорусского народного собрания.

— Это платформа для диалога. И дети предлагают свои интересные идеи. Например, они считают, что крайне важно в 10-х классах не только получать общее среднее образование, но и параллельно приобретать профессию. Сегодня в школах есть такая возможность, но не во всех. Наши ребята часть уроков проводят в школе, а часть — на базе лицея. Знакомятся с профессиями официанта, бармена, садовода, секретаря и другими. Считают, что такая возможность должна быть у всех детей. Ведь не каждому удастся сразу поступить в вуз. Однако будет специальность, можно начать работать, — говорит директор.

— А нужны ли в принципе 10-е базовые классы? Ведь можно после 9-го сразу пойти в профессиональный лицей или колледж. А те, кто заточен на конкретный вуз, продолжат обучение в профильных, — спрашиваю у директора.

— Считаю, базовые классы на третьей ступени общего среднего образования должны остаться. Прежде всего для самоопределения: за два года глубже понять себя, выбрать будущий вуз или пойти в среднее специальное учебное заведение, где перечень специальностей представлен гораздо шире. К образованию должен быть индивидуальный подход. Ребенку следует определять свой путь исходя из характера, мотивации к обучению. И в этом обязан помочь учитель. Например, у нас сложился свой опыт работы с низкомотивированными учащимися. С ними тесно взаимодействует психолого-педагогическая служба, с детьми проводится профориентационная диагностика.

И если мы видим, что к 10-му классу у таких ребят не просыпается желание учиться, нацеливаем их на профтех, — рассказывает директор.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ