Верховая езда, путешествия, увлечение театром и айкидо. Многодетный минчанин – о том, что объединяет семью
Верховая езда, путешествие на Алтай и Валаам, увлечение театром и айкидо. Александр Абрамович, многодетный папа и руководитель детской кукольно-театральной студии «Галактика», рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» о том, что объединяет семью.
Все мы родом из детства
— Папа ушел из семьи, когда я учился в 2-м классе. Мне его очень не хватало. Это был печальный опыт. Но я не переставал считать его своим отцом и помнил только хорошее… Зато усвоил, как нельзя поступать самому, — начинает разговор Александр.
За другие жизненные уроки он признателен своим учителям. Они помогли определиться с будущей профессией:
— До 9-го класса мечтал о карьере военного. Потом преподаватель французского языка Татьяна Аникеева создала школьный театр миниатюр «Ровесник». Так благодаря ей я стал актером. Она организовывала поездки, чтобы познакомить нас с историей и культурой России.
У Александра четкое представление о воспитании. Этими принципами руководствуется и в семье, и в студии при Минском государственном дворце детей и молодежи, где занимается с ребятами.
— Главный момент в педагогике — шаг вперед, пять назад. Если хватает выдержки, бесконечного терпения не нагружать человека своими знаниями, истинами, надо спуститься на его уровень и шагать рядом: он вперед — и ты вперед, он назад — и ты назад. Так будете вместе развиваться. По-другому нельзя, это как строить дом без фундамента, — рассуждает многодетный отец. — Смысл воспитания заключается в том, чтобы не убить в ребенке желание узнавать новое, делать открытия — маленькие, большие, бесконечные — в себе и во всем.
Сын за отца
У Александра трое детей, почти год назад появилась внучка. Старшему, Егору, 31 год, Эрику — 27, Анечке — всего 10 лет. Жена получила образование по специальности «актриса кукольного театра». С будущим мужем она познакомилась во время учебы в академии искусств. Вера Васильевна (так называет ее Александр. — Прим. авт.) вот уже 30 лет с супругом работает в студии «Галактика», придумывает и своими руками создает куклы, декорации к постановкам, занимается актерским мастерством с ребятами 5–11 лет. Потом передает их в надежные руки мужа. Эти два увлеченных человека всю жизнь окружены детьми.
Оба сына учились в художественном лицее. Старший создает анимацию для компьютерных игр. Другой выбрал актерскую стезю, но пришел к этому не сразу.
— У Эрика был сложный характер, мы в шутку называли стиль его жизни дао-лентяй, потому что никаких лишних телодвижений он себе не позволял с детства. Егор же, наоборот, активный и инициативный с самого рождения, любил клеить, лепить, рисовать. Поэтому и подходы в воспитании к каждому применяли разные. Прежде всего я принимал их такими, какие они есть. Придерживался наблюдательной позиции, не навязывал мальчишкам свои интересы, смотрел, что нравится им, помогал развиваться в этом направлении, — делится Александр.
Эрик занимался в студии более 10 лет, но поступать в театральный не захотел. Отец и не настаивал. Однажды на остановке парня с красивой шевелюрой заметила мастер-парикмахер и предложила стать моделью. Так Эрик начал участвовать в конкурсах в Москве, Милане и не только. Но впереди служба в армии. Молодой человек решил поступить в колледж на столяра-станочника. Когда началась практика на стройке, понял: не его. За несколько месяцев до вступительных экзаменов решил штурмовать академию искусств. Поступил и окончил курс у Лидии Манаковой.
— Это был его выбор. Он нашел себя в актерской профессии. Играл в Новом драматическом театре и «Территории мюзикла». Сейчас много снимается в кино в Киеве, — рассказывает Александр.
Многодетный папа уверен, что родителям не стоит игнорировать увлечения детей. Это не только сохранит доверительные отношения с ребенком, но и откроет что-то новое для себя:
— Егор начал посещать секцию айкидо. К нему сразу присоединилась Вера, чтобы поддержать, а через год и мне стало интересно. Оказалось, это боевое искусство очень близко к театру: всё построено на чутком восприятии человека. Становишься настолько внимательным, что можешь предугадать намерение партнера. А это важно, когда работаешь на сцене. Сын оставил этот спорт, а я до сих пор тренируюсь.
Алтайские приключения
Путешествия — отдельная страничка в истории семьи Абрамович. Вместе во время походов они исходили всю Беларусь. Сыновья побывали даже за Полярным кругом.
— У мамы был дом в заповеднике. Помню, как часто с сыновьями ходили ночью на вышку, чтобы посмотреть на диких кабанов или сфотографировать косулю. Я растил ребят, можно сказать, в лодках: вместе ездили на рыбалку, любовались звездами. Дети стали такими же романтиками, как я, — улыбается Александр.
Когда Егору исполнилось 3 года, он серьезно заболел. Сильнейший диатез лечению не поддавался. Врач порекомендовала сменить климат.
— Мы посоветовались с женой, родственниками и решили пожить несколько лет на Алтае. Там экологически чистые места. Уволились за три дня, собрали вещи и уехали впятером: Егор, я, супруга, ее брат и сестра. Высадились в мае в районе Белухи, вода в Катуни тогда напоминала коричневый кисель, мы ее фильтровали, кипятили и пили. Не поверите, на четвертые сутки состояние Егора начало улучшаться. Еще два месяца мы провели на Алтае и вернулись домой, пережив много экстремальных моментов. Одни грозы в горах чего стоят. Не раз приходилось охранять сына от орлов, особенно на крутых перевалах, — вспоминает Александр.
Эхо Валаама
Рождение дочери стало настоящим чудом. Александр всегда мечтал о большой семье, не такой, конечно, многочисленной, как у его мамы: у нее было 14 братьев и сестер. Но всё же.
— Время шло, а ребенка всё не было. В те годы с детьми из «Галактики» начали ездить на Ваалам, участвовали в фестивале детских театров. Путешествовали туда трижды. Места там потрясающие, энергетика неимоверная. Я молился, просил, чтобы у нас еще появился ребенок, — признается Александр.
Анечка родилась, когда ему исполнилось 45 лет:
— Это было непередаваемо! Я наслаждался каждым мгновением, которое проводил с ней.
Братья малышки тоже были в восторге. Особенно Егор много помогал родителям растить Анечку. И сейчас держит руку на пульсе, следит за ее развитием.
— Дочка много времени проводит с нами в студии. Занимается ирландскими танцами. В школу отдали ее с семи лет. Она любит учиться, и меня это радует, — подчеркивает счастливый отец.
Что нам стоит дом построить
Работая с детьми, Александр старается сделать так, чтобы и ему было интересно. Его задача — вырастить ученика, который не боится браться за самые фантастические проекты. Например, воплотить на сцене «Фауста». То же самое происходит и в семье.
— Когда родилась Анюта, старший сказал, что нельзя растить ребенка в городе. Мы решили построить дом. Купили участок в 100 км от Минска в чистом поле. Потом неподалеку увидели заброшенный старенький домик. Дружно восстановили его. Туда переселился Егор — у него своя семья, дочке скоро годик будет. Со временем возвели еще один дом, баню и сарай, хотя никто из нас толком ничего не умел. Но, как говорится, глаза боятся, а руки де лают, — шутит Александр.
Рядом с участком находится овраг, который местные жители превратили в свалку. Отец и сыновья (не без участия инициативной Веры Васильевны) вычистили это место, вывезли два самосвала мусора и застелили новый дерн, чтобы можно было ходить по траве босиком. Егор сделал в овраге плетеные беседки, лодку с парусом, облагородил кусты и деревья. Жители деревни увидели, как красиво, и перестали мусорить. А председатель местного колхоза твердил: «Это место вас дожидалось!»
Сейчас у сыновей своя жизнь, но они в курсе дел в студии. Родители и дети постоянно в поле зрения друг друга, знают, кто чем живет, о чем мечтает, потому что всегда находят время для общения.
— Я радуюсь, когда удается собраться всем вместе под крышей нашего дома, — с гордостью говорит Александр.
Фото из семейного архива Александра Абрамовича
Смотрите также:
