Весна на пуантах. Что скрывается за сценическим образом прим Большого театра
«Балет — это каторга в цветах». Так метко охарактеризовала искусство балета Фаина Раневская. Успех и признание в нем приходят только через невероятный труд. Корреспондент агентства «Минск-Новости» заглянул за кулисы и узнал, что скрывается за сценическим образом прим Большого театра Беларуси.
Ирина Еромкина, народная артистка Беларуси
Она развенчивает все стереотипы об артистках балета. Мол, век их недолог, ради успеха на сцене балерины жертвуют всем, даже материнством. И. Еромкина танцует на сцене Большого уже 28 лет, исполнив более 40 ролей, половина из которых ведущие.
У нее сын и две дочери. Причем, когда забеременела Максимом, ей было всего 20 лет.
— Балерины редко рожают в этом возрасте, так как понимают, что на карьере можно поставить крест, — рассказала собеседница. — Тогда же об этом не думала. Я вообще рисковая и готова к любому исходу. Для меня всегда на первом месте семья.
А еще И. Еромкина глубоко верующий человек, который убежден: что бы ни происходило, все по воле Божьей.
Так и произошло: вернулась на сцену Большого, когда сыну исполнилось полгода. И практически сразу ей, считавшей себя не больше чем артисткой кордебалета, стали предлагать ведущие партии в спектаклях.
И. Еромкина не жаждет, чтобы дети непременно пошли по ее звездным стопам. У Максима, мол, нет данных для балета, да и желания танцевать никогда не было. У Ксюши и Катюши способности есть, но мама хочет, чтобы они сами сделали свой выбор. А потом ведь все от воли Всевышнего.
Будущее самой примы определилось… в электричке. Ее маме на глаза попалось объявление в газете о наборе детей в хореографическое училище. Ире тогда было 10 лет — именно таких и приглашали. Худенькая, гибкая, могла ноги за уши заложить, на мостик встать, сесть на шпагат. И мама тут же повезла дочку на предварительный просмотр, где педагог сказала:
— Я бы хотела, чтобы такая девочка у меня училась.
Вступительные экзамены будущая прима-балерина сдала без проблем, хотя о балете в то время не знала абсолютно ничего. Сегодня же, прожив в профессии три десятилетия, знает о нем все.
К слову, открыть новый проект Большого театра «Жизнь в профессии» И. Еромкина решила балетом «Анна Каренина». Свой выбор объяснила так:
— Роль Анны Карениной мечтает сыграть каждая балерина. Однако этот персонаж очень неоднозначный. Когда готовился спектакль, в моей душе была буря, потому что по натуре я совершенно другая: образцовая мама, для меня самое важное в жизни — дети, а для Анны, как выяснилось, любовь. Мне нужно было изобразить полную противоположность себя. Хочется верить, что справилась и зрители прониклись тем, что увидели.
На одной телепередаче дети спросили у народной артистки, что бы она хотела пожелать себе и зрителям. Прежде всего быть здоровыми (ее папа умер рано от неизлечимой болезни), ответила И. Еромкина. А себе — танцевать на сцене Большого театра минимум до 50 лет. Почему бы и нет: великая Майя Плисецкая блистала до 70 лет.
Впрочем, два диплома о высшем образовании (Белорусской государственной академии музыки и Академии управления при Президенте Беларуси) позволяют И. Еромкиной смотреть в будущее с оптимизмом при любом раскладе судьбы.
Марина Вежновец, заслуженная артистка Республики Беларусь
Для того чтобы зритель поверил в искренность истории, показанной на сцене театра, балерина должна быть влюблена в своего партнера. Об этом говорят все примы. Более 20 лет назад педагог-репетитор Татьяна Шеметовец, приступая к репетиции премьеры балета «Дон Кихот», попросила М. Вежновец и новичка Большого Юрия Ковалева о том же. Юре предстояло сыграть красавца и смельчака Эспада, Марине — его подружку Мерседес, уличную танцовщицу.
— В этой партии вы обязаны любить друг друга. Иначе все это будет фальшь, — уверяла Т. Шеметовец.
И — о чудо! — уже на первой репетиции между парой проскочила искра настоящей любви.
Молодые люди поначалу пытались гнать это чувство, но безуспешно. Вот уже четверть века они любящие муж и жена.
Юрий (сегодня тоже заслуженный артист Беларуси) уверяет, что жить с Мариной очень легко: у нее спортивный характер, который не позволяет опускать руки в любой ситуации. Так же легко с ней вместе танцевать на сцене.
Пять лет назад в семье родилась Лиза.
— Мы всегда хотели, чтобы у нас был ребенок, но обстоятельства складывались по-разному. Теперь же вся наша жизнь вращается вокруг дочери, и это здорово. Реальность превзошла наши мечты о ребенке, — в один голос признаются счастливые родители. И не загадывают, станет ли Лиза тоже балериной. Главное, чтобы она любила то дело, которому будет служить так же, как любят свое ее мама и папа.
М. Вежновец, к слову, выросла в художественной гимнастике, видела свое будущее только в спорте. Даже поступив по настоянию мамы в хореографическое училище, мечтала о том, чтобы ее быстрее исключили и она вернулась на гимнастический ковер. Но ей повезло с первым педагогом Ириной Савельевой, которая воспитывала девочек не только как артистов, но и как надежных людей и истинных женщин. А еще М. Вежновец очень хотела станцевать Кармен — это желание было стимулом для развития и самосовершенствования. Почему именно эту роль, балерина поняла лишь тогда, когда ее станцевала:
— Я в этой партии буквально купаюсь, растворяюсь в ней, у меня все получается само собой, не чувствую даже усталости. Все, что я танцую на сцене, очень близко мне, словно родное. Может, потому что, как говорят, один из моих прадедов был цыганским бароном?
Парадоксально, но для авторского вечера в проекте «Жизнь в профессии» М. Вежновец выбрала другой балет. Уговорила главного балетмейстера Большого театра заслуженного артиста России Игоря Колба предстать в образе Девушки в его авторском балете «Иллюзии любви». Хотя, казалось бы, эта в чем-то даже голливудская роль не соответствовала амплуа белорусской примы.
— Спектакль о том, что женщина обязана быть счастливой и будет такой, если сильно захочет, невзирая на все, что происходит вокруг. А значит, он и про меня тоже, — пояснила свой выбор балерина.
Ольга Гайко, народная артистка Беларуси
Удивительно, но факт: три ведущие примы нашего балета — О. Гайко, И. Еромкина и М. Вежновец — однокурсницы по хореографическому училищу. Вместе пришли в Большой театр Беларуси в 1997 году. Похоже, очень сильный и талантливый был курс. Но секрет успеха не только в этом, а прежде всего в трудолюбии.
Раньше всех общественное признание получила О. Гайко: народной артисткой страны она стала в 2012 году. Сокурсницы считают такую оценку таланта и труда балерины справедливой.
— Всегда любуюсь, как Ольга танцует, — признается М. Вежновец. — В ней чувствуется особая порода. Если она исполняет партию Лебедя в «Лебедином озере», ты действительно видишь настоящего лебедя: величественного, грациозного, гордого, прекрасного…
О сцене Большого театра О. Гайко грезила с детства. И день за днем шла к цели. Ее часто сравнивают с легендарной М. Плисецкой, хотя у нее самой никогда не было кумиров. А только ориентиры — сильные личности, профессионалы, среди которых и М. Плисецкая.
— В таких людях я черпаю вдохновение. Не копирую, не пытаюсь быть похожей, благодаря им настраиваю себя на определенный путь, — говорит О. Гайко.
— Она действительно какая-то особенная, с особым даром, — отмечает маэстро Валентин Елизарьев.
Эту особенность руководство театра рассмотрело в О. Гайко сразу, как только она пришла в Большой. На первых порах некоторые сольные роли, как признает сама балерина, ей давали даже авансом, зная, что девушка сделает все, чтобы оправдать доверие.
К нынешней славе О. Гайко относится философски. Говорит, что у жизни свое чувство юмора.
Во время одного из спектаклей у балерины случился разрыв связок на ноге. Боль страшная, но прима дотанцевала роль до конца. А потом последовала сложнейшая операция, даже стоял вопрос, сможет ли она вообще нормально ходить. А уж о том, чтобы вернуться в балет, оставалось лишь мечтать.
— Вот в такой момент меняются приоритеты. Все, что казалось тебе важным — карьера, успех, твоя значимость, — превращается в пыль, — вспоминает балерина.
Но в Большом ее терпеливо ждали все полтора года восстановления. И О. Гайко вернулась.
— Эту победу судьба даровала ей за огромную любовь к балету, — констатировала тогда педагог-репетитор Большого театра Людмила Бржозовская.
Людмила Хитрова, заслуженная артистка Республики Беларусь
Когда Л. Хитрову спрашивают, где она родилась, балерина отвечает, как в той шутке: «Где-где? В Караганде!» И почти не шутит, потому что действительно родилась в Казахстане. Когда девочке было 5 лет, родители (мама — врач, папа — водитель) переехали в Нижний Новгород. В этом российском городе Люсенька (так чаще всего ее зовут дома) окончила хореографическое училище, в 17 лет стала солисткой Красноярского государственного театра оперы и балета.
А год спустя восходящую звездочку В. Елизарьев пригласил в Минск.
— Я и сейчас легко соглашаюсь на участие в самых разных проектах, а тогда была совсем юная, мне все было интересно. Приехала в Минск, ничего не зная ни о городе, в котором предстояло жить, ни о стране. Я отправлялась, как на другую планету, — вспоминает тот год Л. Хитрова.
Но самым обидным было то, что Большой театр Беларуси приглашал ее всего лишь в кордебалет, в то время как в Красноярске девушка уже танцевала сольные партии. Хитрова безумно расстроилась, но все-таки согласилась. Начала танцевать, и все получилось так, как она хотела: артистка кордебалета, солистка, ведущий мастер сцены, заслуженная артистка Беларуси.
Однако на пике карьеры Л. Хитрова решила уйти в декретный отпуск.
— Мне было 28 лет. Понимала: карьера когда-то закончится, а ребенок навсегда останется моим продолжением, — сказала Л. Хитрова.
Сегодня Данику 7 лет, и Людмила называет его своим «переключателем»: мол, в театре я себя полностью отдаю любимому балету, а вернувшись домой, я только мама.
— Сыну все равно, что я заслуженная артистка: ему куда важнее, чтобы мы вместе поиграли в прятки или догонялки, — отмечает собеседница.
Талантливая, доброжелательная, позитивная, Л. Хитрова сегодня очень востребована. Она подсчитала, что только в прошлом году совершила 62 перелета для участия в гастролях и различных проектах.
— Сейчас у меня золотое время, я им наслаждаюсь, — уверяет прима.
Александра Чижик, ведущий мастер сцены, лауреат международных конкурсов, обладатель медали Франциска Скорины
В шесть лет родители отвели Сашу на занятия по бальным танцам в родном Мозыре. Потом в музыкальную школу, преподаватели которой первыми заметили склонности девочки к балету и посоветовали поступить в хореографический колледж.
— Мне было десять, я росла очень домашним ребенком, поэтому не знаю, как родители отважились в таком возрасте отпустить меня в столицу. Не могла даже представить, как маленькой девочке выжить одной в большом городе, — вспоминает начало большого пути в балет прима.
Маленькая Саша училась в Минске не только балетным азам, но и самостоятельности: уборке, стирке, уходу за собой. Если что-то не получалось, звонила маме. Родители приезжали так часто, как могли, однако после их отъезда будущая балерина всегда плакала в подушку.
Воспитатели тоже помогали, не давали скучать, устраивали концерты и праздники. А когда воспитанников повели в Большой театр на балет «Эсмеральда», А. Чижик поняла, что тоже очень хочет станцевать эту партию на этой же сцене. И лишь 12 лет спустя, пройдя учебу в колледже, кордебалет и сольные двойки-тройки, она впервые исполнила ведущую партию своего самого первого любимого балета.
В труппу Большого в 2010 году ее принял художественный руководитель балета Юрий Троян. А первыми ведущими партиями были роли Заремы в «Бахчисарайском фонтане», Маши в «Щелкунчике», Дульцинеи в «Дон Кихоте», Ядвиги в «Витовте».
Став примой, А. Чижик иногда одновременно репетировала четыре-пять спектаклей.
— Для кого-то из моих коллег самое приятное в нашей профессии — поклоны, цветы, аплодисменты. Для меня же главное — движение, поймать во время спектакля ощущение полета, именно от этого я получаю колоссальное удовольствие, этим вдохновляюсь, — уверяет балерина.
Именно за это искреннее вдохновение ее, наверное, и обожают как коллеги, так и зрители. Даже сам Андрис Лиепа, когда приезжал в наш Большой театр, называл А. Чижик не иначе как «шарман» (с французского — «прелестная, очаровательная, чарующая»).
Ценители балета, конечно, соскучились, не видя на сцене Большого одну из самых любимых ими балерин целых два с половиной года. А. Чижик тоже признается, что все это время ей не хватало родной сцены и любимых зрителей, настоящих эмоций. Однако причина разлуки уважительная и радостная — у балерины родился сын.
В октябре прошлого года А. Чижик вновь заблистала на сцене Большого, представ в образе Заремы в «Бахчисарайском фонтане». Это знаковый для нее спектакль: Зарема стала первой главной партией в карьере балерины.
Фото предоставлены Большим театром Беларуси