Извечный вопрос человечества, сколько на самом деле мяса в колбасе, все еще остается без ответа.
Как ни странно, чтобы употреблять качественные колбасу, ветчину или, к примеру, консервы, нужно уметь хорошо читать. В одном из магазинов нашей столицы случилось на днях повстречаться со сказочно дешевой немного импортной тушенкой. «Акция!!!» — зазывал яркий желтенький ценник на товарной полке. Цена действительно выгодно отличалась от конкурентов. Оттого симпатичные на вид привычного размера жестяные банки бойко перемещались в корзинки доверчивых покупателей. Надпись «ГОСТ», сделанная крупными буквами на этикетке деликатеса времен развитого социализма, окончательно убеждала сомневающихся: надо брать!
Но стоило внимательно прочитать все письмена на таре, сделанные малюсенькими буковками, как в душу закрадывались смутные сомнения во вкусовых качествах акционного продукта питания.
Как оказалось, консервированный фастфуд лишь упакован в соответствии со старым добрым ГОСТом, а произведен по ультрасовременной рецептуре, изобретенной технологом-новатором где-то далеко за Смоленском. Главный талант таких мастеров своего дела — придумывать дешевые условно съедобные композиции, умеренно опасные для психики потребителей при однократном употреблении. Собственно, никому и в голову не придет повторить дегустацию этого яства по простой и банальной причине: невкусно.
Расслабились мы с вами, дорогие соотечественники, расслабились. А между тем новые экономические отношения несколько упростили заход на наши рынки того, что произведено за пределами Синеокой. Хотя и у нас в колбасно-сосисочной сфере случаются нестыковочки. Всего-то месяц назад у управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД Беларуси возникли вопросы к бывшим работникам колбасного цеха ОАО «Лидский мясокомбинат». Делать выводы будет следствие, но уж больно смущает размер поставленных вопросов — 2 миллиарда отечественных рублей, что соответствует приблизительно тридцати семи с половиной тоннам мясной продукции! Неплохой банкет кто-то закатил, прямо скажем. Ясно, что славный город Лида экспортировал значительную часть этих изделий на прилавки нашей столицы. По какому такому нормативу были изготовлены ароматные салями и аппетитные сардельки, остается только гадать, потому как вещественные улики наверняка уже давно съедены гражданами. Хочется верить, что производственный стандарт, в отличие от уголовного кодекса, на этом производстве свято чтили.
Странная сегодня сложилась ситуация. Сколько помню свою юность, все на чем свет стоит крыли качество советских товаров и продуктов.
А нынче пытаются купить кусочек ветчины, сделанной непременно по старому ГОСТу. Если кто не в курсе, то в своем младенчестве аббревиатура ГОСТ расшифровывалась как «Государственный Общесоюзный СТандарт». В наши дни это уже возмужавший, закаленный в бизнес-баталиях ГОсударственный СТандарт. Получается, что Федот, да не совсем тот.
Конечно, древний миф о туалетной бумаге в колбасном фарше уже не проходит — бумажка нынче тоже в цене. Но технологии пищевой промышленности не стоят на месте и шагают нога в ногу с научно-техническим прогрессом, порождая бесконечные ТУ — технические условия. Это не обязательно означает, что мы поедаем химические элементы таблицы Менделеева. Так, в распоряжении шустрых производителей есть натуральная добавка каррагинан, или карраген, которую добывают из морских красных водорослей. И хотя этот стабилизатор извлекают путем воздействия на водоросли специальных реагентов, его относят к категории условно безопасных для здоровья пищевых добавок. Но для наших кошельков он может быть что вор-карманник. Его волшебные свойства позволяют удерживать в готовом продукте влагу, благодаря чему увеличивается вес за счет обычной воды из-под крана. И мы с вами за нее платим. Не говорю уже о том, что сегодняшнее оборудование успешно превращает в фарш шкуры, сухожилия и даже кости.
Риторический вопрос про количество мяса в колбасах и сосисках в наше время актуально заменить на иной: «А что такое мясо?»
Так что для обеспечения собственной гастрономической безопасности уметь бегло читать маловато, нужно еще и обостренной покупательской интуицией обладать.
Вот пример: любимая многими поколениями колбаса «Докторская» — нежнейший продукт для диетического питания, в состав которого входит только отборное мясо. Значит, и цена на нее не может слишком уж различаться в зависимости от производителя или продавца. Однако в магазинах разброс в ценообразовании доходит до двадцати процентов. Присмотритесь внимательно к названиям: «Докторская классическая», «Докторская традиционная» или «Настоящая докторская» — это уже совсем иной продукт, плод творчества маркетингового, а не кулинарного. Игра слов, не более того.
Практика показывает, что обычная палка колбасы или ветчины тоже бывает палкой о двух концах. Не дайте себя обмануть.