Ветеран «Минскметростроя» – об особенностях проходческой работы и строительства столичной подземки

В трудовой книжке 64-летнего Владимира Тузова значится лишь одно предприятие. Со старожилом предприятия «Минскметрострой» встретился корреспондент агентства «Минск-Новости».

В августе 2018-го исполнится 39 лет как Владимир Александрович устроился в «Минскметрострой». Все эти годы он посвятил первому тоннельному отряду. Пришел сюда после окончания Гомельского института железнодорожного транспорта по специальности «инженер-строитель». Начинал свою деятельность с мастера шахтной поверхности, после повышения в Москве квалификации пять лет был горным мастером. Последующие десятилетия ему доверяли более ответственные посты. Сейчас он заместитель начальника участка № 6 первого тоннельного отряда.

На моем участке 120 работников (проходчики, слесари-монтажники, электрослесари, машинисты электровозов и другие специалисты), — рассказывает В. Тузов. — Объект, где теперь дислоцируемся, расположен между станциями строящейся третьей линии подземки «Ковальская Слобода» и «Аэродромная». Это тоннельный перегон длиной 400 м. Уже уложено 127 колец, каждое по метру шириной. Проходка здесь осуществляется немеханизированным щитом. В направлении «Ковальской Слободы» с вокзала продвигается механизированный комплекс «Алеся», который тоже курирую. Из 1 200 тоннельных метров он уже преодолел 189. Сравнивать условия труда на этих щитах если и можно, то только условно. Суточная производительность «Алеси» в оптимальном режиме в 4 раза выше, нежели у ее собрата. А главное их отличие, конечно, в том, что на немеханизированном щите преобладает тяжелый физический труд, основными инструментами служат отбойный молоток и лопата. Неудивительно, что у проходчиков 7-часовой режим работы, 46-дневный отпуск, а на пенсию при соответствующем подземном стаже они уходят в 50 лет. И я мог уйти на «дачный» покой 14 лет назад, но не смог. Потому что «Минскметрострой» стал смыслом всей жизни.

В послужном списке В. Тузова возведение 10 станционных комплексов и притоннельных сооружений. Начинал с «Академии наук», потом были «Московская», «Восток», «Тракторный завод» и иные. На строительство каждой станции в зависимости от конструкционных сложностей уходило от 3 до 5 лет. Все они стали значимыми вехами в его трудовой биографии. А две станции оставили еще и очень тяжелые воспоминания.

Пассажир метрополитена, пролетающий на электропоезде за мгновение метр тоннеля, и не подозревает, что некоторые из них прокладывали по несколько дней, — отмечает Владимир Александрович. — В геологическом плане особенно сложной для проходки стала станция Автозаводской линии «Могилевская». Она не только высокого заложения, но еще и находится в низине на перекрестке пр. Партизанского и ул. Ангарской. В этом месте оказались обводненные грунты и весьма маломощная ливневая система. И мы постоянно вынуждены были откачивать из водопонижающих скважин котлована грунтовые воды и осадки. Насосы функционировали практически круглые сутки. Но иногда и они не справлялись с водными потоками. Пассажиры более старшего возраста, наверное, помнят, как после ливней тут тонули по самую крышу легковые автомобили, а троллейбусы и автобусы – по «пояс». Схожая ситуация на протяжении около 300 м была и в районе станции «Малиновка». Здесь к обводненным грунтам добавился сильный плывун. Вода с песком сочились из всех щелей деревянной крепи опалубки. Забивали их как могли, в ход шли пакля и даже солома. Порой немеханизированный щит проходил за сутки всего 20–30 см…

Первая смена Тузова, как правило, начинается в 7:30. У заместителя начальника участка широкий диапазон обязанностей – от организации работы подчиненных до контроля за соблюдением технологических процессов и качеством выполнения строительно-монтажных работ. В 7:50 после инструктажа по правилам безопасности труда и отметки в соответствующем журнале все расходятся по объекту. Редко, но случается, что метростроевцы отстраняются от работы.

Безопасность и дисциплина для руководителя любого ранга должны быть превыше всего, — продолжает В. Тузов. — Ведь от их неукоснительного соблюдения зависит здоровье, а подчас и жизнь человека. В моей практике трагических случаев не было, обходилось незначительными травмами. Правда, нарушений дисциплины бывает больше, в среднем одно за два месяца. Чаще всего это опоздание либо преждевременный уход с объекта. На третьей позиции алкоголь. Но не на рабочем месте, а состояние человека после праздника или получки. Если алкотестер подтверждает наличие остаточного спиртного в организме, работник отправляется домой. А в конце месяца совет бригады обязательно учтет в его КТУ этот проступок, что, разумеется, скажется на зарплате. Снисхождения не может быть ни к кому. Потому что мы все здесь находимся в одной лодке, где за каждым закреплен определенный участок. И заменить выбывшего по какой-либо причине проходчика в той или другой ячейке немеханизированного щита отнюдь не просто.

На счету Тузова также станция «Октемберян» в Ереване. Полгода строил ее в командировках еще в советские годы. Пользовался он услугами метрополитенов Москвы, Санкт-Петербурга и Киева. Минскую подземку, по его мнению, в первую очередь отличает неглубокое заложение, во вторую — качество отделочных материалов, особенно на первой линии, в третьих — безукоризненная организация деятельности всех служб.

В Киеве, к примеру, спуск на эскалаторе ряда станций, находящихся на отметках более 100 метров, занимает почти то же время, что и поездка! — отмечает Владимир Александрович.

Кстати, в метро Москвы уже шесть лет руководит строительным участком сын В. Тузова Роман. До этого пять лет работал в данной должности в «Минскметрострое».

Супруга Светлана Викторовна и дочь Екатерина избрали стезю преподавателей. С женой Владимир Александрович познакомился еще в школе, в следующем году у них будет сапфировая свадьба — 45 лет.

В последнее время полным составом семейство Тузовых встречается нечасто. Одно из излюбленных мест — дача в деревне Петровичи Смолевичского района. Половину дома, сарай, гараж Владимир Александрович построил сам, теперь мастерит баньку. Добирается в Петровичи на своем стареньком «Мерседесе» 1998 года выпуска.

Не возраст, а состояние характеризует любой механизм, равно как и человека должны оценивать не по паспорту, а по его деловым качествам и отдаче, — считает В. Тузов.

И доказывает этот постулат не только в подземке, но еще и на футбольном поле. С первого года работы выступает за команду «Минскметростроя». Не раз в ее составе становился победителем и призером чемпионата Белорусской железной дороги, городских соревнований. В последние годы играет в коллективе ветеранов в мини-футбол. Недавно занял 4-е место на первенстве Европы в своей возрастной группе, в которой соперничали 12 команд.

Фото автора

Самое читаемое