«Видели, как быстро падает спрос на одежду». Минское предприятие стало шить маски и спаслось в кризис

Обычно весна как раз то время, когда у швейников начинаются самые успешные продажи. В этом году всё пошло совсем не так. Что произошло и как вышло из положения столичное предприятие — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

швейное производствоРуководство небольшим предприятием, основанным в 1999-м, передал Ирине Цвирко несколько лет назад отец. Производство ориентировано на пошив женской одежды от средних до очень больших размеров. Все эти годы недостатка в покупателях не было как в Беларуси, так и в Российской Федерации.

Одна беда не приходит

То, что на рынке неспокойно, предприниматели почувствовали уже осенью 2019-го.

— Мы видели, как стремительно падает спрос на одежду, — вспоминает Ирина. — И не только в Беларуси. Новогодняя коллекция обычно в ноябре-декабре просто улетала. Прежде отшивали чуть ли не до 31 декабря. Связывали сложившуюся ситуацию и с колебаниями курса валют, и с возрастающей конкуренцией. И всё же ждали, что с окончанием зимы обстановка улучшится, как правило, основные продажи идут весной-летом.

Однако новый сезон облегчения не принес — мир накрыл коронавирус. Так тяжело, как в марте, признается директор, никогда не было:

— После закрытия российской границы появилось ощущение, что наша жизнь остановилась. В лучшие времена до 80 % изделий отправляли в Россию, остальное реализовывали дома. Продажи резко упали и на внутреннем рынке. Что делать? Производство одномоментно не закроешь, к тому же есть ответственность за людей, которые на нем работают. А это в общей сложности почти 30 человек. И у каждого семья, дети.

Многие владельцы площадей в городе согласились на временное снижение арендных ставок или оставили нанимателей с условием своевременной оплаты коммунальных расходов. В случае со швейниками их арендодатель пообещал отсрочку платежей до октября, но погасить задолженность надо до нового года. А если рынок не оживится, то из каких доходов оплачивать долги?!

Была бы идея

Нужно что-то срочно предпринимать. У Ирины в Европе живет много друзей, с которыми она постоянно на связи. Когда те еще в феврале заговорили о недостатке средств индивидуальной защиты, мелькнула мысль, что с этой проблемой, скорее всего, столкнется и Минск. Так появилась идея временно перепрофилироваться на пошив многоразовых тканевых масок. Фирма едва ли не первой в столице наладила выпуск столь необходимого тогда продукта. Для этого здесь разработали семь моделей хлопковых двухслойных изделий. Кстати, хлопок и фурнитура сертифицированы и приобретены еще в доэпидемиологическое время. Их планировали использовать в летней коллекции 2020 года.

— Мы очень быстро нашли выход, — рассказывает бизнесвумен,  отложили одежду в сторону и полностью перешли на маски. За два дня получили сертификат на пошив защитных декоративных повязок. Правда, потом его отменили. Но мы делали всё по правилам, даже штрихкод наносили. После публикации фото на одном из интернет-порталов посыпались огромные заказы! Был такой сумасшедший спрос, что пришлось обратиться к коллегам за помощью, сами не справлялись. Давали им раскроенные детали, фурнитуру и сопровождающую документацию.

С конца марта и весь апрель за машинками трудился весь коллектив: технологи, работники отдела качества, закройщики, конструкторы. Перестраиваться, говорит руководитель, было непросто. Вроде как дело нехитрое для мастера — сшить маску. Тем не менее около недели набивали руку. В общей сложности за месяц с небольшим изготовили около 40 тыс. защитных повязок. Когда в конце апреля масками занялись массово, Ирина выпуск остановила. И сделала это вовремя — нереализованного товара почти не осталось. В то время, по некоторой информации, были случаи, когда на предприятиях зависли по 100 тыс. изделий.

То, что руководитель сориентировалась в обстановке и рассчитала стратегию на ближайшее время, принесло свои дивиденды.

— Пошив масок очень здорово поддержал нас в течение нескольких месяцев, — не скрывает эмоций И. Цвирко. — Мы смогли заплатить налоги, рассчитаться за аренду, без задержек выплатили зарплату. И ни у кого не просили помощи. Хотя магазины с января-февраля до сих пор не рассчитались с нами за проданные вещи.

Твори добро

Надо сказать, параллельно с выпуском масок предприятие оказывало реальную поддержку больницам, Городскому эндокринологическому диспансеру и просто людям, которые обращались за помощью. В самый пик дефицита, когда заказчики стояли под дверями с проплаченными документами и маски расходились куда быстрее, чем горячие пирожки, находили возможность отправлять подарки в медучреждения. На мой вопрос, почему они это делали, Ирина ответила: поступить по-другому было нельзя, пришло время творить добро. Не помочь медикам было просто невозможно. Случалось, кто-то лично обращался через соцсети, тогда собирали пакетик (антисептик, несколько масок) и водитель развозил по адресам. Иногда приходилось делать это самой.

На всякий пирог найдется едок

Довелось предприятию в столь непростое время столкнуться еще с одной проблемой — попыткой рейдерского захвата. История, которую И. Цвирко рассказала, стоит обнародовать, потому как от подобного отечественный предприниматель не застрахован.

— Нам не повезло, что оказались в такой ситуации, и не повезло вдвойне, что в такое сложное время, — продолжает директор. — Считала, раз у предприятия есть все документы, позволяющие работать в Беларуси (сертификаты, патент на торговый знак), то на них никто не может претендовать. В реальности получилось иначе. Российская компания завезла обувь из Китая, зарегистрировала ее под нашим брендом в России и начала продавать в том числе в Беларуси. Каким образом у них оказался патент на весь наш ассортимент, до сих пор не понимаю. Всё это произошло в январе 2020-го. Так на площадке одного из крупнейших международных интернет-магазинов, где мы размещали товар, появилась чужая продукция. Фактически они присвоили тысячи подписчиков и наш высокий рейтинг. Мотивировали захват тем, что у нас нет регистрации в соседней стране. Мы на себе ощутили несовершенство законодательства с торговыми знаками на уровне Союзного государства. В итоге пришлось начинать всё с нуля: нас перевели на новую интернет-страницу, захватчиков же оставили на нашей. Чтобы не терять подписчиков, предложили рейдерам зарегистрировать в России одежду под нашим брендом, а мы им — обувь в Беларуси. Те в ответ выдвинули условие заключить лицензионное соглашение, по которому мы обязаны (!) ежемесячно выплачивать им процент со всех продаж в России. К тому же пошли угрозы штрафных санкций нашим партнерам, в том числе владельцам интернет-магазина, если они и дальше продолжат с нами сотрудничать без их ведома. И в марте нам запретили онлайн-торговлю даже на белорусском рынке, предупредив, чтобы сами разбирались в возникшей ситуации. Представьте: пандемия, продаж нет вообще, никто не рассчитывается, а тут еще и эта напасть… Без помощи серьезных московских юристов не справились бы. Правда, были вынуждены немного изменить название бренда и подать его на регистрацию в России. Но в любом случае это урок и опыт, которые не купишь ни за какие деньги.

Фото автора

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ