«Вий»: великий и ужасный. Минчане увидели мировую премьеру с 3D-эффектами

Приезда артистов Академического театра «Киев модерн-балет» в Минске ждали с нетерпением. Многим хотелось увидеть мировую премьеру балета «Вий» балетмейстера-новатора Раду Поклитару. К сожалению, он приехать в Минск не смог (возглавил жюри XXXII Международного фестиваля современной хореографии IFMC-2019 в Витебске). Перед тем как «Вий» развернулся на сцене, корреспонденту агентства «Минск-Новости» удалось пообщаться с ассистентом балетмейстера Сергеем Коном.

Он отметил, что в основу балета легло произведение Николая Гоголя, но появились и новые герои, например Василина — девушка Фомы (Хомы) Брута.

Мы опирались на волнующие вопросы — кто же или что есть Вий на самом деле, чем завершится эта история? А про балет можно сказать, что это уникальный продукт, который сделан в Украине, представителями нашей страны. Либретто, хореография, постановка — заслуженного деятеля искусств Украины Раду Поклитару. Композитор Александр Родин, художник по костюмам Дмитрий Курята, художник по свету Елена Антохина, звукорежиссер заслуженный деятель искусств Украины Александр Курий, видеоконтентом занималась Ольга Никитина, — рассказал С. Кон. Также, по его словам, в спектакле нет привычных декораций. На сцене большой куб и четыре проектора, но в сочетании с музыкой и хореографией этого достаточно, чтобы зрители восприняли происходящее.

Понравится минчанам наш балет или нет, не берусь судить. Главное, чтобы зрители отреагировали искренне, важно неравнодушие, так как оно — худшая реакция, — признался С. Кон.

Р. Поклитару однажды отвечал на вопрос, почему выбрал «Вия» для воплощения на сцене:

Яркость характеров, потрясающее антагонистическое слияние реального и фантасмагорического миров, отсутствие шлейфа трактовок в балетной истории — вот те причины, которые влюбили меня как хореографа и режиссера в «Вия»! Я никогда не брался за столь мистический сюжет, что, с одной стороны, вызов, но с другой — возможность найти в себе как в художнике новые пластические слова, предложения, абзацы.

Есть мнение, что «Вия» стоит смотреть с чистого листа, без ассоциаций, так и попробуем.

В спектакле причудливым образом переплетаются сны и явь. Семинаристы торопятся на занятия, но особым прилежанием не отличаются, подшучивают друг над другом да веселятся. Задиристый Фома Брут (Илья Мирошниченко) ловок и изворотлив, чем привлекает внимание девушки Василины. История любви могла бы развиваться и далее, но случайная размолвка между ними приводит семинариста с друзьями… в ночной клуб. Теперь сюжет становится до боли похож на криминальную историю. Во время всеобщего веселья, наверняка подшофе, Брут знакомится с роковой красавицей Панночкой (Екатерина Кузнецова). Все в его жизни переворачивается с ног на голову — страстные танцы и сны, совместный полет и ее смерть…

За преступление, как и полагается, следует наказание. Выдерживать натиск разномастной нечисти Фоме помогает его душа (Артем Шошин). Она и рисует спасительный круг, не пользуясь мелом или краской, а с помощью новых технологий. Кстати, современных визуальных эффектов в балете немало: видеопроекции на кубе, 3D-мэппинг. Полет, прогулки по городу, посещения дома Сотника — все это с их помощью.

Ужасный Вий появляется на сцене в маске чудовища, чтобы завершить действо. Целует Фому, и тот падает замертво, а его душа взбирается вверх по небесной лестнице…

Каким получился балет? Темпераментным и эмоциональным, завораживающим и балансирующим на грани добра и зла, морали и вседозволенности.

Фото Сергея Пожоги

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ