Виноват Юрский: «Золотой теленок» мог не выйти на экраны из-за позиции актера, сыгравшего Остапа Бендера

О том, как создавался фильм «Золотой теленок», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Эта двухсерийная лента сделала знаменитым героя войны, уроженца Витебской губернии Зиновия Гердта.

О чем фильм

Георгий Куницын
Георгий Куницын

Обаятельный авантюрист Остап Бендер, едва не попавшись на очередном мошенничестве в городке Арбатов, знакомится с простодушным жуликом Шурой Балагановым. Остап делится мечтой: заполучить крупную сумму и уехать в Рио-де-Жанейро. Шура вспоминает сплетню о подпольном миллионере из Черноморска. На поездку туда Бендер легко уговаривает таксиста Адама Козлевича. На выезде из города они подбирают Паниковского, спасающегося бегством с краденым гусем в обнимку. Четверка делает всё, чтобы заполучить миллион от Александра Корейко, скрывающегося под личиной обычного служащего.

В здравом уме

Сатирический роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова, завершенный в 1931-м, публиковался в журнальной версии. Книга с большим трудом издана в СССР в 1933 году благодаря содействию Максима Горького. Цензоры считали: классовый враг и мошенник Бендер чрезмерно романтизирован авторами. А пародии и каламбуры в тексте высмеивают социалистические устои. Симпатию читателей к нему идеологи считали опасной. Шла эпоха других героев. После Великой Отечественной роман признали идеологической диверсией, запретили к печати до конца 1950-х.

Михаил Швейцер
Михаил Швейцер

Режиссер Михаил Швейцер подал заявку и начал добиваться разрешения на экранизацию романа в 1962-м. Никита Хрущев отрицательно относился к произведению. В то время заместителем заведующего отделом культуры в аппарате ЦК КПСС был литературовед Георгий Куницын. Он способствовал финансированию фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев», помогал выходу в свет картины Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», которую запрещали к показу. Заявку Швейцера Куницыну пришлось отстаивать 4 года на уровне Политбюро ЦК КПСС. Сменивший Хрущева Брежнев обладал чувством юмора. В 1966-м Михаил Абрамович смог приступить к работе над лентой.

Великий хромой

Леонид Куравлев
Леонид Куравлев

Леонид Куравлев в 1960-м снялся у Михаила Швейцера в «Мичмане Панине». Ранее режиссер с супругой потеряли двух детей, юного актера воспринимали как сына. Он был вхож в дом Швейцеров. В 1965-м Куравлев сыграл в его ленте «Время вперед!». На съемках этой картины Михаил Абрамович открыл для себя глубокого и талантливого Сергея Юрского. Он знал: если посчастливится снимать «Золотого теленка», то Юрский — готовый Бендер, а Куравлев — Балаганов. Начальство потребовало кинопроб и с другими артистами. Швейцер умышленно выбирал не самые лучшие сцены из романа для проб с Александром Пороховщиковым, Владимиром Басовым, Николаем Губенко, которые примеривали на себя образ Остапа, чтобы на худсовете сказать: «Видите, Юрский справляется лучше».

Зиновий Гердт
Зиновий Гердт

Отдельно стоит сказать об актере, сыгравшем Паниковского. Зиновий Гердт родился в городе Себеж Витебской губернии. Артистом стал до войны. На фронте его тяжело ранило в ногу осколком танкового снаряда. В результате операций ее удалось спасти, но она не сгибалась и была короче другой на 8 см. Хромающий актер не нужен ни в кино, ни на сцене. Но Гердт нашел выход — Центральный театр кукол, ведь там артисты за ширмой. Своим бархатным баритоном озвучивал и зарубежные фильмы. К 1960-м Гердта хорошо знала театральная Москва хотя бы по роли конферансье в знаменитом кукольном спектакле «Необыкновенный концерт». Но для зрителей он был неизвестен. На роль Паниковского режиссер изначально утвердил Ролана Быкова. По версии супруги Гердта Татьяны Правдиной, Михаил Абрамович из-за занятости Ролана Быкова попросил Зиновия Ефимовича подыграть другим исполнителям на кинопробах в образе Паниковского. Когда режиссер увидел точное попадание в характер, то сменил Быкова на Гердта. Правда, в протоколах худсовета «Мосфильма» есть подтверждение другой версии. В 1966-м Быкову было 37 лет. Паниковский в романе — больной старик. Хромающий Гердт находился на шестом десятке и выглядел убедительнее. Но Зиновий Гердт согласился не сразу. В книге его герой мерзкий. Зиновий Ефимович сказал, что сделает его жалким, с долей детскости. Именно после «Золотого теленка» он стал знаменит по-настоящему. Как вспоминала приемная дочь актера, он купался во внезапно нахлынувшей популярности, а ей, тогда еще ребенку, было неловко ходить на рынок с отцом, которому все кричат: «Паниковский!»

Роль Козлевича исполнил ленинградский артист Николай Боярский, родной дядя Михаила Боярского.

Подпольного миллионера Корейко сыграл Евгений Евстигнеев.

Играй дворняжку

Евгений Евстигнеев
Евгений Евстигнеев

Режиссер отказался от цветной пленки, он хотел черно-белой картинкой добиться стилизации под 1920-е. Даже музыка имеет таперские интонации из немого кино. Съемки начались 28 декабря 1966 года в павильоне «Мосфильма». Там выстроили декорацию номера гостиницы «Карлсбад» в Черноморске. В тот день снимали драку Паниковского и Балаганова за 10 тысяч рублей в портсигаре, отнятом у Корейко на побережье, другие сцены в этой декорации. Куравлев в первый день не мог нащупать манеру своего поведения с Бендером. Швейцер ему сказал: «Играй дворняжку, нашедшую своего хозяина». Интересно, что актеру приходилось бегать между павильонами «Мосфильма», так как в соседнем снимался «Вий», где он играл Хому Брута.

Николай Боярский
Николай Боярский

С Турксиба на верблюдах Остап с Корейко едут по среднеазиатским Каракумам. В одном из дублей Евстигнеев перестал реагировать на команды Михаила Швейцера. Решили, что у актера солнечный удар. Оказалось, он просто уснул меж теплых горбов корабля пустыни.

Арбатов снимали весной 1967-го в городе Юрьев-Польский Владимирской области. А в селе Сима, которое находилось рядом, — пламенную речь комбинатора на трибуне во время автопробега. Прототип Черноморска из книги — Одесса. Там сняли основную часть городских сцен. Юрскому пришлось нелегко. В Одессе в те годы все были уверены, что знают, с кого конкретно списан персонаж Бендера. Актеру не давали прохода советчики. Докучали подсказками, как правильнее играть. Порой приводили к нему в гостиничный номер немолодого человека, уверяя, что это постаревший Остап Ибрагимович.

Финал ленты режиссер хотел видеть иным. Сначала Швейцер намеревался закончить ленту женитьбой Остапа на Зосе. Потом — многоточием. Ему запретили: крах афериста должен состояться. Сцену столкновения с румынскими пограничниками снимали на заснеженном тушинском аэродроме на окраине Москвы. После многочисленных дублей в снегу актер слег с воспалением легких.

Холод и бездна

Поскольку роман читали многие, каждый рисовал в воображении своего Бендера. Многие, потирая руки, ждали от картины уморительной эксцентрики. Никто не мог предположить, что Швейцер пожертвует долей веселья, гиперболой, гротеском, дабы рассказать о трагедии человека, радость которому приносил лишь процесс достижения цели. Заполучив миллион, Бендер оказался перед пустотой, обаяние без денег превратилось в деньги без обаяния. Добравшись до цели, герой, в понимании Швейцера, утратил искрометность и жажду жизни, но не лишился самоиронии, поэтому намерен переквалифицироваться в управдомы.

Режиссерская трактовка произведения обескуражила многих. В декабре 1967-го проходит первый показ для коллег чернового монтажа фильма. По окончании слово берет генеральный директор «Мосфильма» Владимир Сурин. Какое-то время он молчит, а потом говорит, что разочарован. В тон начальнику возмущаются остальные. Автору выдают целый список правок. На них ушло более трех месяцев. Потом появлялись новые замечания, а в августе 1968-го над картиной и вовсе нависла угроза невыхода на экраны: Сергей Юрский открыто выступил против ввода советских войск в Прагу. Всё же в декабре премьера состоялась. Как вспоминал актер, многие его знакомые из зала выходили, опустив глаза в пол. Гротеска они не дождались. Прошло еще несколько лет. Не всем приглянулся Бендер в эксцентрической ленте Леонида Гайдая «12 стульев» (1971). Зрители постепенно поняли: великий комбинатор не просто остряк и балагур, он часто философ. И приняли, полюбили версию Швейцера, ставшую народной, классической.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ