Витражных дел мастера: как в Беларуси создают шедевры

Витражи – старинное и очень красивое искусство. Мастеров-витражистов в Минске немного. 

Одна из них – Анна Авгуль – раскрыла корреспонденту агентства «Минск-Новости» тонкости творчества.

Основная технология, по которой работает мастерская Анны Авгуль, называется «тиффани» – по имени изобретателя Луиса Комфорта Тиффани.

– Сначала художник делает эскиз, потом увеличивает его до размера будущего изделия. Сам картон – рисунок натурального размера – мы разрезаем и по нему выкраиваем детали, каждую своего цвета, – объясняет азы техники Анна.

 

DSC_2818

DSC_2827

 

Стекла, из которых делают витражи, привозят из Америки. Нигде на территории СНГ такие не производят.

 

DSC_2836

 

Все детали вырезаны – можно приступать к игре «собери пазл». Обязательным условием создания витража является четкое совпадение линий стыков и идеальная компоновка рисунка. Фрагменты шлифуют на специальном маленьком станке – после обработки о стекло невозможно порезаться. Затем каждый кусочек оборачивают медной фольгой. От качества оборачивания зависит впоследствии красивая и ровная пайка.

 

DSC_2822

DSC_2823

DSC_2830

DSC_2835

DSC_2855

 

 

Обычный паяльник и оловянный припой помогают скрепить разноцветные стекла в одну утонченную и яркую картину.

– Разогретый припой заливает витраж в обернутых местах, протекает между стеклами, укрепляя пайку. Затем витраж переворачиваем и повторяем процедуру. Кстати, перевернуть отдельные витражи – настоящий подвиг, настолько они большие. Последний штрих – патинировка пайки для придания ей вида старого металла, – рассказывает Анна.

 

DSC_2816

DSC_2817

DSC_2826

DSC_2831

 

В мастерской Анны Авгуль работают и в технике пленочного витража. За основу берут цельный лист стекла, наносят на него эскиз, маркируя каждый кусочек своим цветом. После этого на фрагменты накладывают цветную пленку. Поверх стыков наносят клеящую жилу, которая имитирует настоящую спайку. Такой вид витражей более прост, соответственно, более дешев. Правда, пленка не даст той неповторимой игры света, которую создают кусочки разноцветного стекла.

 

DSC_2853

фото 4

 

Главное отличие таких витражей от классических – они не подлежат восстановлению. Если разбился, то предстоит полная замена. А вот классический можно реставрировать: разбитый кусочек выпаивают и заменяют целым.

 

фото 1

 

Некоторые классические витражи горделиво играют расписными деталями. Анна рассказывает, что такое творчество – самое сложное. Ведь перед тем как витраж попадет на окончательную сборку, каждую деталь разрисовывают силикатной краской. Затем фрагменты отправляют на обжиг в специальную печь не менее чем на сутки. Краска в полном смысле слова впекается в стекло и уже никогда не выгорит и не облезет.

 

DSC_2837

DSC_2843

 

Стоит подобная красота в среднем 750 евро за 1 кв. м. На цену влияет не только наличие росписи, но и сложность деталей.

– Такие завитушки, – Анна демонстрирует один из готовых витражей, – вырезать и шлифовать гораздо сложнее, чем, к примеру, детали витража «Экзотические птицы и цветы».

 

DSC_2832

DSC_2849

 

Около 5 дней уходит у мастера на изготовление витража площадью 1 кв. м средней сложности. В мастерской Анны Авгуль работают 10 человек. Каждый мастер занимается своим изделием. А вот в обсуждении деталей участвует весь творческий коллектив. Как отметила Анна, часто возникают целые дискуссии, особенно по поводу выбора цвета стекол.

 

DSC_2851

DSC_2873

 

География витражей

Шедевры, созданные в витражной мастерской Анны Авгуль, можно увидеть как в частных домах, так и в общественных зданиях столицы.

– Сегодня мы практически закончили работы для Храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших. Процесс изготовления витражей длился около трех лет. Начали с четырех дверей. Потом добавились окна первого и второго этажей, а затем и шатра. Вышло очень интересно, и нам есть чем гордиться, – отмечает хозяйка мастерской.

 

фото 6

фото 7

 

Творческий коллектив Анны Авгуль участвовал в реставрации Большого театра оперы и балета: потолочные витражи гардероба – их рук дело. Хрупкое искусство можно увидеть и в оформлении потолка и дверей гостиницы «Гарни» и банкетного зала административного здания предприятия «Виталюр».

 

фото 8

фото 9

фото 10 фото 11 фото 12

 

Множество заказов поступает от частных лиц. Чаще всего витражи используют во внутренней отделке помещений – это двери, окна, потолки. Витражи хорошо вписываются и в садово-парковую архитектуру – беседки, фонарики.

 

DSC_2865

DSC_2870

Творчество мастерской Анны Авгуль украшает не только загородные дома, но и городские квартиры.

– Мы ломаем стереотипы о том, что витраж имеет право на жизнь только в классических интерьерах, – сообщает Анна.

 

DSC_2866

 

Главное – довольный клиент

– Вчера звонила заказчица, которой мы сделали сложный витраж. Буквально в слезах выразила восторг от работы. Вот ради таких эмоций и стоит творить. Радостные и довольные клиенты – неотъемлемая часть нашего творчества, – объясняет мастер и продолжает: – Даже если клиент приходит со своими идеями, мы предлагаем ему над ними поработать. Как правило, заказчик находит эскиз в Интернете. А там много низкосортных витражных эскизов. Мы же предлагаем сделать что-то уникальное и неповторимое. У нас нет ни одного повторяющегося эскиза, все делаются в одном экземпляре и для конкретного интерьера.

 

DSC_2864

 

Первоначально искусство витража было для Анны просто хобби. Оно переросло в увлечение, а затем стало профессией. Появились единомышленники, и с 2005 они работают дружным творческим коллективом под названием «Магия витража». Атмосфера в мастерской царит не просто дружеская – они как семья. Шутки-прибаутки, совместные решения и один невероятной красоты труд на всех.

 

DSC_2819

DSC_2856

 

Интересуюсь у хозяйки мастерской, как она набирала команду специалистов, ведь на витражистов в Беларуси не учат.

– Для сборки и пайки витражей образование необязательно, – улыбается Анна. – Обучение мы проводим прямо тут, в мастерской. Не скрою, процесс не быстрый: чтобы научиться делать витражи, необходимо спаять их как минимум несколько метров, а это 3–4 месяца работы. А вот для создания эскизов необходимо высшее академическое образование.

 

DSC_2852

 

Интересные особенности

Если клиент заказывает большой витраж, но при этом хочет обойтись без перемычек, ему рекомендуют поместить витраж в стеклопакет – для дополнительной жесткости.

 

фото 5

 

– Самый сложным и большим по количеству деталей был витраж «Восточный ковер». Его заказали для оформления балкона. На один квадратный метр приходилось 1.700 деталей, – вспоминает Анна.

Витражное искусство – изящное и легкое. Но это только визуальная сторона. На самом деле изготовление витражей – сложная и кропотливая работа, особенно с учетом размера готовых витражей.

 

DSC_2863

 

Правда, в мастерской можно найти и не совсем витражные изделия. Например, вот такие «запеченные» бутылки.

 

фото 2

 

Или необычную столешницу, которая вызывает ассоциации с флорентийской тематикой.

 

фото 3

 

Как говорит Анна Авгуль, весь коллектив буквально одержим – в хорошем смысле – своим делом и потому всегда ищет новые пути развития витражного искусства.

 

Фото  Алексея Колесникова и из архива студии «Магия витража» (витражи выполнены по эскизам художников студии Татьяны Логвин, Ольги Данилевич, Валерия Савульчика)

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ