Почему жильцы оплачивают ремонт подъездов, выполненный в стиле тяп-ляп.
Недавно на портале minsknews.by и в еженедельнике «Вечерний Минск» вышел материал на тему ремонта мест общего пользования (МОП). Рассказывалось, какие у жителей есть возможности, права и обязанности; назывались документы, регулирующие эту сферу. Один неравнодушный товарищ заметил, дескать, все это лирика. Горькая правда в том, что коммунальщики и смету завышают, и работы выполняют некачественно. Жильцы это безобразие оплачивают, а потом ходят жаловаться в администрацию района.
Соглашусь: идеальный ремонт только по телевизору показывают. Но непонятно, на что жалуются горожане. На собственные безынициативность и безответственность? И зачем они оплачивали чужие косяки?
Во-первых, смета. Она предварительно согласовывается с жильцами. Много ли среди них профессиональных сметчиков и знатоков специфики производства работ? Допустим, таковые имеются и у них есть основания полагать, что какие-то статьи расходов завышены. Все просто: требуйте внести коррективы. Вместе с тем аргумент вроде: «Я тут прикинул, вместо 15 мешков штукатурки вполне хватит 10» — весьма сомнительный. Наконец, если что-то не устраивает в финансовом документе, выберите другого подрядчика. В Минске сотни организаций и ИП, которые выполняют малярно-штукатурные работы. Может, они запросят «правильную» цену. Не хотите связываться со сметой и наемными рабочими — сами закупите материалы и сделайте ремонт. Чай не капитальный, ничего сложного. И только когда большинству жителей не удается прийти к какому-то решению или им просто до лампочки парадная косметика, все организуют коммунальщики. Сделают (силами ЖЭУ или сторонней организации) стандартный бюджетный ремонт и выставят сумму к оплате.
Во-вторых, качество. Представьте: вы заказали у частной фирмы установку новых окон в квартире. Пришли работники, вместо заявленных трехкамерных стеклопакетов принесли двухкамерные, смонтировали сикось-накось да еще ручки забыли. Вы платите им деньги, а потом бежите жаловаться властям. Абсурд? Но именно так, судя по замечанию товарища, поступают некоторые жильцы, рассчитываясь за некачественный ремонт МОП. Видимо, им невдомек, что в акте приемки должна стоять подпись представителя жильцов, только после этого производится оплата. Не устраивает — не подписывай. Причины должны быть объективные. Если жильцы решили покрасить стену в один слой и в смету был заложен соответствующий объем краски, то глупо ожидать «двухслойного» качества. Возможно, какие-то дефекты проявятся позже. В таких случаях страховкой служит индивидуальный договор, если, конечно, кто-то из собственников не поленился его заключить. В документе прописывается 5-летний гарантийный срок. Требуйте устранить недоделки, есть законные механизмы решения проблемы.
Конечно, проще переложить всю ответственность на ЖКХ и смотреть сериалы, чем тратить время на изучение нормативных документов, участвовать в собраниях по поводу ремонта МОП и следить за тем, как тратятся твои деньги. Свободу выбора, равно как и прием граждан в администрации района, никто не отменял.