Визит «вентиляторщиков» обошелся пенсионерке в 200 рублей. Выяснили, можно ли вернуть эти деньги

Можно ли вернуть деньги, отданные за услуги «вентиляторщиков»? Подробности — у корреспондента агентства «Минск-Новости».

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

Остап Бендер врал, когда утверждал, что знает 400 способов сравнительно честного отъема денег у населения. На самом деле их, как и театральных сюжетов, чуть больше 30. Спросите любого режиссера, он подтвердит. А всё остальное лишь вариации. Вот бродили раньше по квартирам «оконщики», за ними шли «водопроводчики», третьими в дом ломились «электрики», иной раз в неплотно прикрытую дверь проникали «газовики». Сейчас появились «вентиляторщики». Схема сравнительно честного развода на деньги, впрочем, одна и та же. Надо быть говорливым, убедительным и спекулировать на здоровье клиента. Последний постепенно начинает таять, и с ним можно работать как с пластилином. В столичное общественное объединение «Онлайн защита потребителя» обратились уже трое граждан, чьи деньги выдуло в вентиляционную решетку и занесло в карманы «вентиляторщиков».

Суммы, может быть, и небольшие, в среднем по 200 рублей, но переживания по этому поводу превращаются в одну большую занозу. То есть приходится месяцами жить с мыслью, что из тебя с легкостью выманили две сотни и как много чего нужного можно было за них купить!

Такова человеческая натура. Одолжите, к примеру, 20 рублей вашему пьющему соседу. Этой двадцатки будет остро не хватать каждый раз, когда вы открываете кошелек. Но ближе к теме.

— Действительно, одна пожилая минчанка открыла дверь «вентиляторщикам» еще в начале февраля, то есть история тянется уже четыре месяца, — рассказывает председатель общественного объединения «Онлайн защита потребителя» Анна Шилько.  По словам потерпевшей, представители фирмы делали чуть ли не поквартирный обход, проникая туда, где откроют. Вежливые молодые люди, парень и девушка, одетые в униформу вентиляционной компании. Это подкупало, тем более что денег вошедшие не требовали. Их визит, наоборот, напоминал гуманитарную миссию, мол, надо проверить вытяжку на кухне и в ванной, а то, знаете ли, дом старый, вентиляционные коммуникации могли засориться. Многие так и живут, не зная, что в условиях отсутствия тяги подвергают свой организм и имущество опасности. Вдруг пожар, а тяги нет! Но это еще полбеды. Как объяснили молодые люди, забившаяся вентиляция грозит ответственному квартиросъемщику крупным штрафом, что обязательно произойдет, так как скоро ожидается тотальная инспекция из числа пожарных, санстанции и работников службы газа. Понятно, что после таких слов пожилая женщина дала согласие на проверку всех вентиляционных отверстий в квартире. Проверка заняла от силы минут 20. Собрав инструмент, молодые люди доложили, что опасность миновала, угроза штрафа ликвидирована, на кухне и в ванной можно дышать полной грудью. Уже прощаясь, они протянули хозяйке бумагу: мол, распишитесь.

— Красиво, Остап Бендер бы одобрил. Единственный вопрос: как фирма намеревалась получить деньги? Молодые люди к наличке же не прикасались.

— Безналом через банк. Подписанная второпях бумага и была тем договором, который заключила хозяйка. Согласно документу, ее виза означала, что подрядчик в полном объеме выполнил взятые на себя обязательства, а именно произвел чистку вентиляции. Соответственно, хозяйка, как заказчик, обязуется произвести оплату услуг, а именно 195 рублей.

— Честно говоря, смущает понятие «чистка вентиляции». Саму вентиляцию нельзя прочистить, так как под этим словом подразумевается перемещение газов. Возможно, имелась в виду чистка системы вентиляции.

— Защиту интересов подопечной мы будем строить не на лексических нормах русского языка. В нашем активе как Гражданский кодекс, так и Закон «О защите прав потребителей». В соответствии со ст. 290 ГК Республики Беларусь договорные обязательства, возникшие между сторонами, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями законодательства. Согласно подп. 1.2 ст. 5 Закона «О  защите прав потребителей» заказчик имеет право на получение всей информации об услуге. То есть знать, что было прочищено, где, каким инструментом, сколько стоило и так далее. Причем согласно п. 1 ст. 16 упомянутого Закона в случае невозможности получить эти сведения незамедлительно заказчик может требовать расторжения договора и даже возмещения других сумм. А какой-либо сметы или калькуляции произведенных работ молодые люди не предоставили. Опять же, согласно ст. 11 Закона потребитель имеет право на проверку качества услуги. Спрашивается, как наша женщина могла убедиться, что вентиляция стала лучше? Анемометром при ней не пользовались, записи об этом в договоре нет. Таким образом, налицо букет нарушений законодательства.

— Анна Борисовна, вы упомянули о возмещении других сумм. Что имеется в виду?

— В данном случае компенсации морального вреда. Сами посудите: после ухода молодых людей вы остаетесь с бумажкой, исходя из которой их визит обошелся вам в 200 рублей. Причем в документе стоит ваша подпись, то есть вроде бы всё по закону. Как пожилой человек на пенсии, вы будете после этого спокойно спать?

— Дело в суд уже передано?

— Пока нет, мы даем ответчику шанс. На его адрес отправлена письменная претензия. Условия простые: расторжение договора и 100 рублей компенсации.

— Положим, он откажется. Вы же сами говорите, что только у вас в «Онлайн защите потребителя» есть уже три обращения за помощью. А сколько таких может быть по городу? На всех по 100 рублей не напасешься.

— Будем обращаться в суд. Тогда к нашим требованиям добавится выплата неустойки за каждый день просрочки в расторжении договора. А если дело будет выиграно, ответчик заплатит еще и штраф в размере суммы иска. Так что пусть думает. Остап Бендер, несмотря на все свои 400 способов обогащения, закончил стойким желанием переквалифицироваться в управдомы.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ