Владимир Гостюхин — о современном кино и письмах зрителей

На экране его героев отличают целеустремленность, сила характера и настоящие мужские поступки, что вызывает уважение и притягивает. Собеседник корреспондента агентства «Минск-Новости» — народный артист Беларуси, лауреат государственных премий БССР, СССР и Российской Федерации Владимир Гостюхин.

Фото: Persona Stars

— Владимир Васильевич, вспоминаю ваши роли в фильмах «Возьму твою боль», «Сын за отца…», «Охота на лис», «В поисках капитана Гранта»… Ваши герои мыслящие, ищущие, в движении и борьбе за правое дело. Как вы думаете, такие сегодня еще актуальны?

— Мне по-прежнему пишут письма, причем молодые люди, узнают в аэропорту, просят автограф и хотят сфотографироваться. Многие познакомились с моими киноработами через народный сериал «Дальнобойщики». На нем выросли, потом в Интернете посмотрели мои старые работы. Даже не ожидал, что люди будут анализировать сыгранные мной роли с переносом событий на свою жизнь и делиться личными историями.

Полагаю, и сегодня большой спрос на героев. Но, к сожалению, многие современные продюсеры уверены: это никому не нужно, важнее развлекать людей. Все же и в современном кинематографе нахожу для себя персонажей, в уста которых могу вложить то, что меня волнует. Люблю своего купца из фильма «В лесах и на горах», неравнодушен к происходящему мой дед в картине «Сильная слабая женщина». Работ много, и их смотрят. Когда прихожу, например, на рынок, даже продавцы делятся своими впечатлениями.

— Скидки делают?

— Чаще подбрасывают больше овощей и фруктов или лишний пучок зелени.

— Чем руководствуетесь, выбирая работы?

— Не беру все подряд, только то, что интересует. От гротескных комедий до трагических картин, таких как «Восхождение». Очень люблю фильм «В поисках капитана Гранта». Недавно проснулся ночью на даче и включил телевизор, а там шло это кино. И я не смог оторваться, досмотрел до конца. Дух этой картины добрый, он о дружбе, помощи и справедливости, о том, что надо бороться до конца за себя и других. Великолепный актерский состав. Знаете, я никогда в жизни столько не смеялся на площадке. Царила атмосфера радости и удовольствия. Нигде на других съемках не было такого ощущения счастья, как здесь.

Сейчас так уже не снять, нет таких режиссеров, как Станислав Говорухин, и такого чувства любви к жизни. Я плачу по советскому кино.

— Чтобы вас заинтересовал сценарий, он должен быть…

— Содержательным. Тогда не обязательно играть главную роль, могу взять и небольшую. Сейчас снимаюсь в основном в российских сериалах. Не так давно прошел на экранах фильм «Сильная слабая женщина». Снимался в Минске. В нем отличный актерский состав. События происходят в непредсказуемые девяностые и непростые нулевые. Главная героиня — модельер. История любви и предательств, побед и ошибок происходит на фоне перемен в сложное время. Я играю деда главной героини: он славный, хотя иногда и суровый человек советской закалки с трепетной душой.

Вызвал интерес сериал Сергея Гинзбурга «Отчим». Там мой герой жесткий и цельный. А когда исполнил роль атамана в сериале «Казаки», на рынке женщины все восхищались: «Ах, какой атаман!»

— На ваш взгляд, какова роль творческой личности в сложные времена?

— К сожалению, сейчас таких индивидуальностей, как Анатолий Папанов, Евгений Леонов, Евгений Евстигнеев, с которыми мне довелось работать, нет. В Беларуси я снимался со Стефанией Станютой. Это было наслаждение! Она была удивительно нежный человек, добрый. Мы пересекались с ней в фильмах «Возьму твою боль» и «Родник». Когда выдавалась свободная минутка, она всегда что-то вязала, плела веночки. Я вспыльчивый, а у нее были особенное внутреннее достоинство, степенность и умиротворенность. Врожденные.

Порой актеры профессионально научены, но у них нет внутреннего ощущения жизни. Режиссер Владимир Меньшов учил нас, актеров, что мы несем идею, пытаясь изменить в людях что-то к лучшему. Это удавалось замечательному Виктору Тарасову, сыгравшему главную роль в фильме «Водитель автобуса». За ним интересно следить, а когда он решается на поступок, понимаешь: по-другому он не мог. Белорусский актер, перед которым я преклоняюсь, — Геннадий Гарбук. Великий артист! Поражаюсь, как он сыграл в «Знаке беды». Мы работали вместе в картине «Око за око», и пусть у него небольшая роль, но сыграл замечательно.

— Вы и сами выступали в качестве режиссера — сняли фильм «Ботанический сад». Могли бы продолжить…

— Хотел уйти в эту профессию. «Ботанический сад» создавался на «Беларусьфильме» — последний вздох советского кино. Снимал эту картину тяжело и мучительно, все рушилось, а я наперекор снимал простую нежную картину о любви… А в Театре-студии киноактера поставил спектакль «Миленький ты мой». Был аншлаг. 25 лет его играли с оглушительным успехом. Бывали на гастролях в Украине и России.

Поставил спектакли «Анна Снегина» и «Механический человек». Кино в тот период ломалось, у меня имелось несколько хороших идей, но они уже были не в тему, требовалось что-то легкое и развлекательное.

— О чем нужно сейчас снимать кино?

— Необходимо искать человеческие истории. Жанры могут быть разными: детективы, трагедии, комедии, но со смыслом, как гайдаевские комедии, которые учили и воспитывали. Не забуду съемки у режиссеров Ларисы Шепитько, Никиты Михалкова, Валерия Рыбарева. Помню, как сам пропадал в кино, порой пропуская занятия в ГИТИСе. Первым среди однокурсников посмотрел «Республику ШКИД» и увлеченно рассказывал об увиденном. Это было событие!

Советское кино воспитывало, а современное развлекает. Не могу пока пробить съемки фильма по произведениям Александра Куприна, в центре был бы немного переделанный рассказ «Синяя звезда» («Принцесса-дурнушка»). Есть гениальный сценарий о любви, огромной и трагической… Вот такое нужно снимать. Мне бы хотелось сыграть так, как я пока еще могу.

Думаю, Беларусь может стать центром новых гуманных идей на основе того, что сделано за долгое время. Надо выращивать единомышленников, чтобы кто-то смог и дальше развивать начинания нашего поколения, возвращаться к человеческим ценностям.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ