Вместе с особенными: репортаж с распределения Института инклюзивного образования БГПУ имени М.Танка

Чуть более двух лет назад наша страна присоединилась к Конвенции о правах инвалидов, а с 1 сентября 2016–го факультет специального образования БГПУ имени М.Танка получил новый статус — Институт инклюзивного образования.

Но поворот в сторону обучения с равными возможностями повышает и требования к будущим логопедам, олигофренопедагогам, тифлопедагогам и сурдопедагогам: работы у них становится больше. Кто и почему выбирает такую непростую, но важную сферу? За ответами корреспонденты «СБ» отправились на распределение этих особенных специалистов.


Директор института Вера Хитрюк за несколько минут до начала процедуры знакомит со стартовой ситуацией: распределить нужно 122 выпускницы. Да, в очереди перед судьбоносной аудиторией, где заседает комиссия, — исключительно девушки. Плановых мест для распределения было 109, но заполнить удалось лишь 72. У остальных либо целевые направления (таких студенток 26), либо персональные запросы. Словом, без первого рабочего места не остался никто. Более того, распределились три студентки платного отделения и четыре заочницы. Самая востребованная специальность и она же с самыми высокими баллами на бюджет — «Логопедия». Почему? Вера Валерьевна поясняет: сегодня открывается много пунктов коррекционно–педагогической помощи, в новые и уже действующие нужны кадры.

Именно логопеды и отправляются первыми на распределение. Девушки нервничают, путаются, где нужно расписаться, и порой так робко отвечают на вопрос комиссии «согласны ли с местом распределения?», что слышат уточняющее: «С чем вы согласны?» Хотя сами студентки на выходе признаются: никаких неожиданностей и сюрпризов не ждали. С рабочими местами у большинства уже все решено, наработан небольшой опыт и даже есть уверенность, что выбрали правильную профессию.

У каждой выпускницы своя история. Логопед Елизавета Пыко по целевому направлению отправится в Червенский район. Рассказывает, что выбрала именно эту профессию, потому что она включает не только обучение детей, но и работу с особенными ребятами. Анастасия Бегеза, будущий олигофренопедагог, родилась на Брестчине, в Малорите, но распределение выбрала в Дзержинск: «Там уже отрабатывает распределение мой молодой человек, и я решила туда же. Город с отличным расположением, недалеко от Минска». За время практик в профессии не разочаровалась, хотя стажироваться довелось и в обычной школе, и в школе–интернате, и в детском доме. Ее однокурсница Наталья Кухарчик едет в Столбцовский район: «Хочу быть поближе к семье, это моя малая родина». Неожиданный выбор сделала Татьяна Шкрадюк. Девушка из Витебской области выбрала… Гродненский район. Почему решила ехать не домой? «С одной стороны, хочется какой–то самостоятельности, а с другой — увидеть что–то новое». А первым рабочим местом для минчанки Марии Апанасевич, тифлопедагога, станет специальный детский сад для детей с нарушением зрения. Выбор был осознанным, ведь за плечами уже есть экономическое образование, признается Мария:

— Это очень интересно, необычная категория детей. И моя научно–исследовательская деятельность связана с разработкой методического обеспечения как раз детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Поэтому я буду развиваться как профессионально, так и научно.

В комиссии не скрывают удивления: выпускницы стремятся получить первое рабочее место в детском саду! Наверняка будет сложнее, чем в школе. И правда, почему? Девушки отвечают так: в садике больше возможностей для профессиональной практики, да и результат может быть ощутимее.

Самое читаемое