Водитель маршрутки – инспектору: «Уже все знают, что вы здесь стоите!»

40 проверенных машин, 20 оштрафованных водителей, несколько часов, потраченных на оформление актов и предписаний, и… Валентина с горячими щами на диспетчерской!

Корреспонденты агентства «Минск-Новости» вместе с сотрудниками Транспортной инспекции по Минску и Минской области отправились в очередной рейд по проверке технического состояния столичных маршруток и автомобилей такси, а также работы их водителей.

В 8.30 «Газель» с надписью на борту «Транспортная инспекция» привезла нас на улицу Лобанка, 62, – по первому адресу, где инспекторам было предписано работать в тот день.

«Десантировались» и рассредоточились за стоящими вдоль дороги машинами, чтобы едущие навстречу водители не могли заметить инспекторов заранее. Иными словами, расставили сети и попрятались. А как иначе?

DSC_2924

Первую «жертву» долго ждать не пришлось: по требованию проверяющего остановилось маршрутное такси № 1077. Два пассажира в нем ехали стоя, держась за воздух: поручней в салоне не было. Но и у них, и у тех, кто успел занять сидячие места, были в наличии билеты. Признаться, факт удивительный. А вот грязный кузов – предсказуемый.

DSC_2922

– Машина каждый день должна выходить на линию чисто вымытой, – в который раз повторяет водителю инспектор Владимир Мартиневский. – А людей стоя вы имели бы право перевозить, будь ваш автомобиль оборудован соответствующим образом. Представьте Х-отчет.

На просьбу инспектора водитель ответил, что не умеет его делать. Как и следующий, который вез горожан по маршруту № 1212. И так отвечают большинство рулевых: казалось, «Х-отчет» для маршрутчиков такое же незнакомое слово, как и для неосведомленных обывателей. Но это на первый взгляд. На самом же деле произносимое ими заклинание: «Я не умею» – не что иное, как попытка скрыть реальное время выезда на линию и количество перевезенных с начала смены пассажиров. А значит, сумму вырученных денег. Как раз эта информация и отражается в «космическом» документе, который выдает кассовый аппарат.

Зато у водителя третьей по счету маршрутки даже не пришлось его просить.

– Доброе утро! Я вам Х-отчет заранее приготовил! – с улыбкой сообщил рулевой, протягивая его инспектору. – Уже все знают, что вы здесь стоите!

DSC_2951

И правда, в остановившейся по требованию инспектора 30-й маршрутке все пассажиры с билетами. Время выдачи одно и то же – 8.41, то есть за 3 минуты до проверки. В следующей, № 1191 – та же картина: всем пассажирам билеты выданы в 8.32. В 1077-й также билеты есть у всех, как и в очередной 30-й.

DSC_3032

– Так всегда. Стоит одного остановить, оштрафовать – и дальше как по накатанной: пассажиры с билетами, стоя никто не едет, у всех все хорошо, – говорит В. Мартиневский. – Поэтому мобильность – наше все! Пора переезжать в другое место.

С улицы Лобанка уехали, даже не дождавшись притормозившей на «аварийке» метрах в 100 от нас еще одной маршрутки. Ее водитель остановился явно для того, чтобы выдать билеты пассажирам, потому что знал: мы его здесь ждем. Сарафанное радио в кланах водителей маршруток и такси – лучшее в мире!

– Провоз пассажиров без билетов – самое частое нарушение, которое допускают водители маршруток, – поясняет Владимир Мартиневский, пока перемещаемся на улицу Колесникова. – А еще не соблюдают режим труда и отдыха. Также распространенное явление – большее количество мест для пассажиров в салоне, чем указано в техпаспорте транспортного средства. На момент проверки – это «ящики для инструментов». А в остальное время – дополнительные места для сидения.

Кстати, по словам инспекторов, техническое состояние маршрутных такси теперь в целом не вызывает нареканий. А все потому, что уже почти нет в городе полуживых «Газелей», которые были настоящим бедствием. Еще осенью прошлого года говорили о том, что перевозчики должны от них избавиться до 1 января 2014-го, но никакого регламентирующего документа до сих пор не появилось. Однако и без «кнута» дело пошло: остались считанные единицы. Встретить такие авто и даже прокатиться в них, наслаждаясь запахом газа в салоне, можно на 1073-м и 1063-м маршрутах, например.

На улице Колесникова происходило примерно то же самое, что и на Лобанка. Машины грязные, в первых, которые остановили, – пассажиры без билетов, в некоторых ехали стоя.

DSC_2961 DSC_3018 DSC_3021

Здесь, кстати, под прицел попал первый автомобиль такси, который проверили в тот день. Водитель явно вез пассажиров с выключенным таксометром, потому что остановился только метров через 200 после требования инспектора. На борту – логотип службы «7788».

DSC_3015

На заднем сиденье – два человека. Мужчина за рулем стал объяснять нам, что везет родственников и использует автомобиль для собственных нужд. Предъявил путевой лист, в котором размашисто это и засвидетельствовал – в последний момент, что очевидно. Но для инспектора это был не путевой лист, а всего лишь незаполненный бланк: в нем отсутствовала дата. Оригинальный оправдательный документ на все времена и случаи жизни в феврале 2014-го.

DSC_3017

Таксист доставил пассажиров по адресу и вернулся к нам. Сказал, что про дату забыл, а про запрет на использование служебного авто в личных целях без отметки в путевом листе не знал. Логика железная, конечно, учитывая, что отметку в документе сделать он пытался. Но в целом не стал отрицать вину и заплатил штраф.

DSC_3039

На Колесникова мы провели минут 30. Потом сработало сарафанное радио, соответственно, крокодил ловиться перестал, поэтому отправились на д/с «ТД «Ждановичи», где нас ждали штрафники для оформления документов.

DSC_3052 DSC_3056

А это, кстати, очень весомая часть работы сотрудников транспортной инспекции – в прямом смысле слова. Бумаг – куча, писанины, бывает, на полчаса-час по одному только нарушителю. Поэтому нередко проверяющие назначают «свидания» водителям на конечных. Особенно на таких направлениях, как, например, «ТД «Ждановичи».

– По этой линии народ в маршрутках едет своеобразный, – рассказывает В. Мартиневский. – На проверки реагируют бурно, набрасываются с бранными словами и все вдруг катастрофически опаздывают на работу. Рынок без них не откроется, а мир от этого рухнет. Потому стараемся не вступать с пассажирами в диалог, проверки проводить быстро, а документы оформляем позже, на конечной.

Далее наш путь лежал на д/с «Сухарево-6». Здесь ждали выезда на маршруты несколько таких вот залепленных грязью микроавтобусов.

DSC_3072

А их водители окружили красный «Фольксваген Гольф», от которого по всей округе расходился манящий аромат домашней стряпни: его хозяйка Валентина щедро разливала из термоса щи по тарелкам и накладывала в тарелки пюре и котлеты. На часах 11 утра – самое время обедать тем, кто за рулем спозаранку. Замечаю, что взамен увесистых порций водители протягивают деньги «поварихе». Но не только ей. Некоторые в это время платят штраф за допущенные нарушения.

DSC_3083

– Официально работаете? – интересуюсь у предприимчивой дамы.

– Нет, конечно! У нас это невозможно, – как отрезала Валентина. – Хотела открыть ИП, купить специальный микроавтобус. Но у нас с машин продавать горячую еду запрещено. А такие автомобили, между прочим, выпускают за границей, и у них это распространенное явление. Вот и приходится нелегально работать. Но ничего! Слава богу, есть хорошие друзья в некоторых инстанциях – прикроют! – уверенно заявляет женщина.

– И почем обед?

– Пол-литра щей – 25 тыс. рублей. Сегодня на говяжьей тушенке варила. Второе – 30 тыс. Можно и кофе, чая попить! – бодро рапортует Валентина.

– Дороговато, однако, – замечаю я.

– Так для вас же бесплатно! Давайте угощу! Только вы меня не фотографируйте, пожалуйста, – быстро ориентируется на местности женщина.

– Спасибо, не положено взятки брать. Даже щами! – отшучиваюсь и ухожу к своим, пытаясь прикинуть в уме выручку предприимчивой «поварихи».

– Человек 40 у нее покупают обеды в течение дня, – говорит один из водителей. – Вот и считайте! Так что бросайте свою журналистику да варите щи! – смеется рулевой.

Шутки шутками, а идея-то хорошая – обеды водителям «в поле» привозить. Правда, в нашем случае дорого и нелегально, без санитарного контроля. Остается только уповать на чистоплотность Валентины и надавить на ее совесть, чтобы цены сбросила: «Фольксваген Гольф» – не ресторан все-таки!

Нанюхавшись аромата горячих щей, выписав пару-тройку протоколов, отправились дальше. Последним нашим совместным «уловом» стал увесистый «крокодил» – таксист-нелегал. Ехали мимо остановки общественного транспорта, расположенной возле торгового центра, и один из проверяющих заметил легковушку с полуободранными желтыми полосами на боку.

Тут же остановились и водителю как снег на голову свалились, о чем говорил его недоумевающий взгляд в нашу сторону, когда только поравнялись с машиной.

DSC_3089 DSC_3090

Признаки нелегального извоза обнаружили и внутри салона авто: работала рация, на приборной панели лежали деньги, в навигаторе отображался какой-то маршрут, на решетке обдува бокового стекла красовался бэйдж, напоминающий карточку перевозчика.

Водитель долго и упорно не желал предъявлять документы, с кем-то постоянно говорил по телефону. Когда увидел, что его снимают фотокамерой, спрятал лицо.

DSC_3089 DSC_3097 DSC_3100

Штурм длился около получаса. Мы оказались терпеливее и настойчивее: после долгих препирательств мужчина капитулировал и получил штраф – около 600 тыс. рублей. Когда сел в машину инспекции для оформления документов, его словно подменили: оказался разговорчивым, добродушным парнем. Поведал нам, что машину сдает в аренду как такси. Сам работает на фабрике цветной печати за 4 млн рублей в месяц. Документы все дома лежат – забыл взять. Жена сейчас в торговом центре продукты покупает. Собственно, ее он сюда и привез от «вон того» дома, который через дорогу. Сидел в машине, ждал ее, да еще в гипермаркет собирались, но теперь вместо покупок штраф платить придется.

– Вот так подарочек жене будет! – улыбался и шутил нарушитель.

Совсем не похоже было, что он сильно расстроился. Судя по всему, 600 тыс. рублей «отбить» – плевое дело. А вот удивляться не переставал: «Как это так, по глупости попался! Первый раз за столько лет!». Что же удивительного? Всё когда-то случается в первый раз. А жена его, кстати, так и не вышла из торгового центра…

Фото Алексея Колесникова

 

 

Самое читаемое

1 КОММЕНТАРИЙ

Комментарии закрыты