Водитель мусоровоза: «Каждый день вычисляем миллиметры до припаркованных автомобилей»

Во сколько просыпаются люди, которые вывозят мусор из наших дворов? Каково кружить по узким проездам на огромном мусоровозе? Чем пахнет в кабине водителя такой спецтехники и сколько раз в день он посещает свалку? Ответы, порой весьма неожиданные, на эти и многие другие вопросы корреспонденты агентства «Минск-Новости» узнали, присоединившись к рейсу водителя УП «Спецкоммунавтотранс».

9:30. «Бочка», как называют работники индустрии мусоровоз с боковой загрузкой, подъезжает к дому № 43 на ул. Филимонова. Из салона выходит молодой подтянутый мужчина. В глаза сразу бросается его белоснежная футболка. Это Михаил Чухлей, водителем мусоровоза в «Спецкоммунавтотрансе» он трудится уже 7,5 года.

Видимо, заметив, как мы рассматриваем его одежду, с улыбкой рассказывает, что когда доводится общаться с журналистами, те сразу удивляются, что одет работник чисто и опрятно.

Каждый водитель мусоровоза — лицо предприятия. Вид должен быть чистым и опрятным, — говорит наш новый знакомый и, указывая на ближайший подъезд, продолжает. Здесь живет таксист, всегда свою машину загоняет прямо к мусороприемной камере, выкатить контейнер невозможно. Даже как-то пришлось ГАИ на него вызвать.

Пока обсуждаем эгоистичного автомобилиста, мастер ЖЭУ до него дозванивается. Через 5 минут виновник заминки выходит, отгоняет машину, и дворник вызволяет контейнер из «блокады».

В мгновение ока Михаил запрыгивает в мусоровоз, подъезжает к подъезду, резво покидает водительское место, огибает машину за считанные секунды и оказывается возле манипулятора, который находится под бочкой. Водитель ловко двигает рычаги — и захват точно и легко опускается прямо на емкость с мусором, берет ее, поднимает и опрокидывает содержимое в мусоровоз. Минутное дело! Михаил скромно поясняет, что такое взаимопонимание с техникой — результат многолетнего опыта работы.

Хотите, следующий контейнер опустошу с закрытыми глазами? — то ли в шутку, то ли всерьез предлагает собеседник.

От эксперимента решили отказаться, ведь и без того водителю мусоровоза есть чем удивить.

В «Спецкоммунавтотрансе» получил такую практику, что теперь за рулем «МАЗа» чувствую себя увереннее, чем на своей легковой машине, — говорит Михаил.

И нам сразу удается убедиться в его словах: собеседник приглашает проехать с ним по зигзагам дворовых проездов, когда все мусорные баки дома уже опустошены. Сразу обращаем внимание на то, что в салоне нет неприятного запаха. Впрочем, как и пыли на панели или грязи на ковриках.

Машина — это мой хлеб, мое рабочее место, — философствует водитель. Я за ней слежу, всегда с вечера готовлю к следующему дню. Тем более что для этого на нашем предприятии есть все условия. Станция диагностики своя, автомойка, мастерская, где ремонтируют технику. Под машиной сами водители не лежат, а таким не каждая организация похвастается. Свой мусоровоз на мойку завожу регулярно, там очищают и цистерну, в которой едет мусор, и кузов.

Продолжая тему условий, созданных для работников на «Спецкоммунавтотрансе», Михаил рассказывает, что на предприятии есть своя прачечная, где рабочую форму приводят в порядок, хорошие гардеробные со шкафчиками для обычной одежды и рабочей, с сушилкой для обуви, санузлами с душевыми. Есть даже возможность в определенные дни посещать баню от предприятия. Пообедать можно в столовой или в комнате приема пищи, оборудованной микроволновкой и холодильником.

— Большой плюс — техпомощь. Сломался где-то на рейсе — тут же приехал мастер и, если возможно, починил на месте, и можно ехать дальше, — делится собеседник.

В это время бока мусоровоза, кажется, вот-вот коснутся крыльев и зеркал легковушек, тесно припаркованных вдоль проезда. Смотрим в лобовое стекло и с ужасом думаем, что гигантская спецмашина сейчас просто подомнет под себя чью-то стоящую впереди «ласточку». Но ничего подобного не случается.

К сожалению, и с таким приходится сталкиваться, — указывает Михаил на мужчину за рулем темного седана, движущегося нам навстречу в узком проезде. Водитель видит, что едет мусоровоз, но вместо того, чтобы пропустить, лезет на зеленую зону, пытается объехать.

Собеседник рассказывает, что подобные поступки во дворах автолюбители совершают довольно часто.

Вот сейчас увидите мастерство, — улыбается М. Чухлей. Задним ходом будем ехать по двору около 250 м, в том числе поворачивать под углом 90 градусов.

По-другому никак: дворовой проезд длинный с тупиком в конце, до которого нужно добраться первым делом, чтобы потом двигаться обратно от подъезда к подъезду и забирать ТКО из каждого контейнера, выкаченного из мусороприемной камеры. Легкими движениями управляя рулем, водитель смотрит то прямо перед собой, то в небольшой планшет, висящий в салоне у потолка и выводящий картинку с камеры заднего вида, которой оборудована каждая спецмашина предприятия.

Скорость мусоровоза во дворе очень маленькая. Тем не менее поездка напоминает опасный аттракцион: считанные сантиметры отделяют припаркованные вдоль проездов автомобили от мусоровоза. Но за рулем профессионал, и личный транспорт жителей, несмотря на узость проезда и не всегда правильную парковку, остается невредимым. Однако так бывает не всегда.

Заезжая во дворы и выезжая, каждый день вычисляем эти миллиметры, — продолжает свой рассказ водитель. — Одно неверное движение — и у кого-то помято крыло, у кого-то сломано зеркало… Запаркованные дворы — наша главная проблема. В этом году я и сам попал в ДТП в одном из таких. Еще снег лежал, заехал во двор на Славинского, вижу — машина стоит, надо было ее объехать, пришлось заезжать на бордюр. Колесо как-то соскочило, мусоровоз съехал и немного помял эту легковушку. Однажды произошел другой случай: автомобиль был припаркован напротив контейнера. Из-за того, что тот был переполнен, часть отходов при загрузке в мусоровоз вылетела и упала на стекло машины, повредив его. На этот случай есть страховка. А вообще, что бы ни случилось, с места происшествия никогда не уезжаю, всегда вызываю ГАИ.

К слову, с начала 2018 г. случилось 29 дорожных происшествий с участием мусоровозов «Спецкоммунавтотранса». Почти все — во дворах, где большегрузная техника случайно зацепила чей-то личный транспорт, припаркованный во дворе. В большинстве случаев в ДТП попадали новые водители, которые еще не научились искусно лавировать в узких дворовых проездах между машинами. Но и опытным не всегда под силу избежать нежелательных контактов транспортных средств.

Из других опасных дворовых ситуаций — иногда выскакивают прямо перед машиной пешеходы, дети, — делится реалиями работы собеседник. Коллеги рассказывают, что бывают случаи, когда ребенок цепляется сзади за отбойник и едет. Это же опасно, к тому же сложно сразу заметить такого «пассажира».

Наш разговор с Михаилом постоянно прерывается: возле каждого подъезда он выходит из кабины, чтобы переместить мусор в бак мусоровоза. С Филимонова отправляемся к одному из домов на Парниковой, где предупрежденный о приезде мусоровоза дворник уже выкатывает контейнеры.

По дороге интересуемся, во сколько начинается рабочий день водителя мусоровоза.

Встаю в 5 утра, на личном автомобиле приезжаю на работу где-то к 6, прохожу предрейсовый медосмотр, беру путевой лист. Где-то в 6:30 выезжаю на линию, чтобы в 7 уже быть по первому адресу, — рассказывает собеседник.

Оказывается, некоторые водители отправляются по маршрутам еще раньше. Например те, кто забирает мусор во дворах в центре города. Как правило, если не успеть побывать там до 7 утра, то заехать не получится вовсе: всё будет заставлено машинами.

Михаил рассказывает, что в случаях, когда опустошить контейнеры не удается из-за автомобильных баррикад, выручает GPS-навигатор, который установлен на каждом мусоровозе. По нему можно проследить, где и в какое время была спецтехника, а это помогает доказать, что адрес не проигнорировали и мусоровоз туда приезжал. Но таких ситуаций на предприятии стараются не допускать: графики вывоза составляют с учетом особенностей каждого двора. Кстати, в центр в основном отправляют маленькие мусоровозы: в невысокие арки старых дворов не пройдет такая массивная машина, как МАЗ-5902А2, которой сегодня управляет Михаил.

На часах 10:30. Заехав еще в пару мест за ТКО, отправляемся на мусоросортировочную линию предприятия. Это конечная точка первого рейса, за который собран 51 куб. м мусора — 68 контейнеров. Там из отходов извлекут вторсырье, отсортируют стекло, пластик разных видов, алюминиевые банки от напитков, макулатуру, пакеты… Остальное отправится на полигон для захоронения.

Дорога занимает чуть больше получаса. За это время успеваем обсудить намерения властей законсервировать все мусоропроводы в городе. Михаил считает, что это хорошая идея и, если взамен оборудовать контейнерные площадки в доступных для техники местах, это упростит работу водителям мусоровозов. На вопросы о зарплате отвечает, что заработать на предприятии можно неплохо, но нужно попотеть, а к этому оказываются готовы не все, некоторые не справляются с нагрузкой или спецификой работы и уходят.

Если кто-то хочет узнать, какая зарплата у водителя мусоровоза, пусть устраивается к нам и сам посмотрит! — улыбается собеседник. — Хорошие водители всегда нужны.

При въезде на мусоросортировочный завод «Спецкоммунавтотранса» — весовая. Взвешиваем машину и проезжаем. В строении, где расположены сортировочные линии, водитель разгружается. Мы прощаемся с Михаилом, он отправляется на второй рейс.

Впереди — другие дворы с теми же проблемами. Рабочий день нашего собеседника и его коллег длится до 16:00, но зачастую они покидают стены предприятия позже, ведь, вернувшись со свалки, необходимо подготовить машину к завтрашнему рабочему дню, переодеться.

В парке «Спецкоммунавтотранса» около 130 мусоровозов. В год они вывозят с обслуживаемых территории около 3 млн кубометров коммунальных отходов — это 277 тыс. т. Из них 30 тыс. т крупногабаритных отходов, 12 тыс. т ВМР.

Фото Сергея Пожоги

ТОП-3 О МИНСКЕ