Водители троллейбусного парка № 3 рассказали, в каких условиях работают

В каких условиях работают водители троллейбусного парка № 3 и как здесь готовят транспорт перед выходом на маршрут, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости», посетив это столичное депо.

Троллейбусный парк № 3В минувшем декабре троллейбусному парку исполнилось 40 лет. Сегодня здесь работают более 800 сотрудников, половина из них водители. Первая смена садится за баранку в 5 утра. Перед этим доставка дежурным транспортом в депо, предрейсовый медосмотр. Рабочий день — 8-10 часов. То, как он пройдет, зависит и от ситуации на дороге, и от пассажиров, и от техники.

Троллейбусный парк № 3За последние три года парк пополнили 35 новых машин. Рассчитывают, что перед II Европейскими играми к 10 электробусам добавят еще 16. И всё же средний возраст троллейбусов почти девять с половиной лет.

— Конечно, с годами наш парк машин не молодеет, — говорит директор троллейбусного депо № 3 Николай Кривой. — Инженерная служба выполняет плановые ремонты, кроме того, если на маршруте выявляют неисправности, водитель пишет заявку и их исправляют.

Директор троллейбусного депо № 3 Николай Кривой

На встрече с трудовым коллективом обсуждали техническое состояние машин, условия и оплату труда. А еще итоги аттестации рабочих мест.

Троллейбусный парк № 3В 2013-м после такой аттестации водителям троллейбусов установили класс условий труда 3.3. Это означало, что за пребывание в определенных условиях шума, вибрации полагался в том числе дополнительный отпуск 14 дней. Но по результатам прошлогодней аттестации показатель класса условий труда снизили.

Это произошло из-за изменения государственного подхода к оценке тяжести трудового процесса, в частности, рабочей позы водителя, — пояснили в «Минсктрансе».

Дополнительный отпуск сократился вдвое. Николай Кривой уточняет:

Поскольку не все парки прошли очередную аттестацию и продолжают работать в соответствии с предыдущей, на предприятии приняли решение за счет собственных средств компенсировать дни отпуска для тех водителей, у кого класс условий труда снижен.

А что с зарплатой? В «Минсктрансе» пояснили: с 1 декабря 2018 года на предприятии увеличена тарифная ставка.

За ноябрь 2018-го в среднем водитель получил 1 408 рублей. После того как повысили тарифную ставку, среднемесячная зарплата за декабрь составила 1 601 рубль. Работники остались в выигрыше, — замечает директор троллейбусного парка.

По его информации, за последние годы многим сотрудникам удалось существенно улучшить жилищные условия. Тем не менее изменения в оценке характера труда и его оплаты вызывали жалобы. Случалось, предметом таких заявлений становилось техническое состояние некоторых машин.

Отправляемся на троллейбусную СТО. Непривычны ее размеры и длинные смотровые ямы. Здесь сразу несколько машин. На вид одинаковы, но мастера с ходу оценивают их возраст. Мне указывают на одного рогатого — ему три года. А вот десятилетний старичок. Внешне оба как две капли воды.

Владимир Янучок работает водителем в троллейбусном парке № 3 почти 20 лет. Пробег его машины превысил 500 тысяч км, на плановое обслуживание приезжает раз в неделю. Знает болевые точки своего троллейбуса, поэтому указывает механику, на что обратить особое внимание.

Соглашусь, есть некоторые упущения по техническому состоянию троллейбусов. Техника стареет, ее надо соответствующим образом обслуживать. Однако многое зависит от водителя. Я на этой машине езжу более трех лет. У троллейбуса — десятилетний стаж, но там работают и обогревы зеркал, и все блокировки, и пневмоподушка сиденья. Доволен и машиной, и работой. В кабине зимой нехолодно, всегда езжу в форме. Она придает статус, создает имидж нашей профессии, — замечает Владимир. — Дадут брюки и обувь — будем носить!

К слову, пять лет назад у водителей столичного транспорта появился свой форменный стиль — голубая сорочка и жилет с логотипом предприятия.

В моечное отделение каждый троллейбус заезжает минимум раз в день: вечером либо утром до начала рейса. Массивные автоматические щетки пробегают по кузову. Затем мойщицы вручную завершают чистку, прибирают в салоне.

Конечный пункт нашего маршрута далеко за пределами троллейбусного парка. На диспетчерской станции «Юго-Запад» дожидаются начала рейса несколько троллейбусов. В самом здании — комната отдыха для водителей, санузел, комната гигиены для женщин. Буфет с горячей едой работает с 9:00 до 13:00 и с 18:00 до 21:00.

Во время перерыва водитель Виктор Круглов проверяет, надежно ли затянуты колесные болты. К ответственности и порядку приучил тринадцатилетний опыт.

Многое зависит от водителя, от того, как он относится к своей работе: если хочет, чтобы троллейбус ходил, машина будет это делать. И всё в ней будет функционировать. В парке есть книга заявок, куда заносим информацию о неисправностях. Это для механика, который должен устранить неполадку. Во-первых, не все заявки дают вовремя. Во-вторых, почерк у всех разный. Если на станции техобслуживания не разберут, что написано, то ничего не починят. Стараюсь при ремонте присутствовать, слежу за работой. Бывает, нет запчастей, тогда ждем день-другой, — говорит Виктор. — Некоторые водители жалуются, что есть проблемы с обогревом зеркал. Кто виноват? Проводку для зеркал нужно аккуратно рассоединять. Я сделаю так, а кто-то дернет и повредит ее.

Виктор утверждает: если на маршруте нет пробок, то на перерывы между рейсами 5-6 минут вполне достаточно. Когда в городе заторы и водители опаздывают, работают без перерывов.

В «Минсктрансе» нам пояснили: стараются идти навстречу водителям. В расписании предусмотрены обеды, техперерывы, время на пересменку, межрейсовые отстои.

Водители могут пожаловаться, что иногда приходится работать без перерыва между рейсами. Происходит это не потому, что некорректно составлено расписание, а по причине транспортных заторов. Сегодня пересматриваем маршруты, попытаемся добавить время на отдых, где это возможно, сказал заместитель генерального директора «Минсктранса» Виктор Тозик.

Встреча с трудовым коллективом и наш репортаж показали: путь к решению и производственных, и социальных задач в любой организации возможен при взаимопонимании работников и руководителей. Оно достижимо, если первые приучены к ответственности, а вторые привержены справедливости. При этом важное условие — между ними должна быть устойчивая коммуникация. На троллейбусном языке — контактная сеть. Где-то обрыв — и движение останавливается. Но в том-то и дело, что в движении по расписанию заинтересованы все. И в первую очередь мы, пассажиры.

Фото Сергея Пожоги

ТОП-3 О МИНСКЕ