Военная история, или Как 75 лет назад арестовали знаменитого изменника Родины

Генерал Андрей Власов был арестован 75 лет назад органами советской военной контрразведки СМЕРШ. Как это было — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

В начале Великой Отечественной А. Власов считался одним из самых способных советских военачальников. Его 20-я армия Западного фронта отличилась в битве за Москву. В апреле 1942 года Власова назначили командующим 2-й ударной армией Волховского фронта. Летом 1942-го он попал в плен, а затем добровольно перешел на сторону Гитлера. Возглавил Комитет освобождения народов России (КОНР) и командовал Русской освободительной армией (РОА). В Советском Союзе слово «власовец» стало синонимом военного преступника, сознательно сдавшегося врагу и в дальнейшем действовавшего в рядах противника против Родины.

Вот как описал момент пленения предателя в своих мемуарах маршал Георгий Жуков: «Немецкие войска поспешно отходили на запад, стремясь сдаться в плен американским войскам. Там, где советские войска преграждали им путь отхода, они пытались пробиться силой оружия, неся при этом большие потери. Командование американских войск, нарушив свои союзнические обязательства, не преградило немецко-фашистским войскам отход в их зону, а даже содействовало этому.

Те же явления мы наблюдали и на участках английских войск. Советское командование заявило протест союзникам, но из этого ничего не получилось, наши требования остались без ответа.

В расположение американских войск спешила отойти и дивизия власовцев. В ней находился и сам Власов. Однако ее отход был решительно пресечен 25-м танковым корпусом, которым командовал генерал-майор Е. И. Фоминых. Было решено взять Власова в плен живым, чтобы воздать по заслугам. Выполнение этой задачи было возложено на командира 162-й танковой бригады полковника И. П. Мищенко, а непосредственный захват изменника поручен отряду под командованием капитана М. И. Якушева.

Власова захватили в легковой машине отходящей колонны. Спрятавшись под грудой вещей и укрывшись одеялом, он притворился больным, но был разоблачен своими солдатами».

Долгое время тема пленения Власова была обычным эпизодом войны. Мало кто знал, что это результат большой работы по поиску предателя и его приспешников, проведенной органами советской военной контрразведки СМЕРШ. Охота на него началась сразу после того, как в Москве узнали об измене.

В мае 1945 года советской разведке удалось установить точное местоположение Власова. В 40 км от города Пльзень находилась 1-я дивизия вооруженных сил Комитета освобождения народов России, она же 600-я пехотная дивизия вермахта. Именно в ее штабе и был Власов. Дивизия отступала на запад, стремясь сдаться союзникам и избежать наказания. Для этого они даже подстраховались и «приняли участие» в восстании в Праге. Ближе всего к ней была 162-я танковая бригада 25-го танкового корпуса 1-го Украинского фронта. Отделу контрразведки бригады и было поручено взять предателя, что и было выполнено. Власова нашли в одной из машин, прячущегося под одеялом. Популярно мнение, что он даже был закручен в ковер. Но то, что в его поимке участвовали власовцы, в Советском Союзе решили не афишировать. Лишь со снятием с дел грифа «Секретно» удалось установить все подробности этого задержания.

15 мая 1945 года командующий 1-м Украинским фронтом маршал Советского Союза Конев отправил Сталину секретное донесение. В нем сообщалось, что 12 мая 1945 года командир мотострелкового батальона капитан Михаил Якушев получил приказ задержать часть власовской дивизии генерала Буняченко, которые стремились выйти в расположение американских войск. Вот часть того текста:

«Выполняя это задание, капитан Якушев привлек на свою сторону командира власовского б-на Петра Кучинского. Кучинский указал, где находится штаб Буняченко, и предупредил, что там Власов. Вместе с Кучинским капитан Якушев обогнал штаб Буняченко, поставил поперек дороги машину, задержал движение этого штаба и быстро отыскал машину, в которой был Власов, накрытый одеялом.

Власов сопротивлялся и пытался из машины уйти, но с помощью его же шофера Ильи Комзолова был водворен в машину. На ней изменника вывезли из общей колонны».

При этом «из власовцев пленению Власова особо активно содействовал капитан Кучинский и помогал шофер Кучинского — Александр Довгас, шофер машины Власова Комзолов».

Все участники ареста Власова были награждены, даже власовцы Кучинский, Довгас и Комзолов, теперь предавшие своего генерала. Это позволило им смыть с себя позор предательства Родины.

Как же взяли Власова?

Ответ на этот вопрос сохранен в протоколе допроса Петра Кучинского от 25 декабря 1945 года. Прочитаем и мы, как это было на самом деле:

«На одной из развилок дороги нас задержали американские солдаты-танкисты, находившиеся там с машиной (танком), и дальше вглубь территории своих войск не пустили. Пока мы с ними на ломаном немецком языке объяснялись, в это время мимо нас вглубь, на сторону американских войск, проследовала американская танкетка, а вслед за нею легковые автомашины, в числе которых мною была опознана автомашина командира первой (600) дивизии РОА. Увидев это, я сел управлять своей автомашиной и, вопреки [протестам] американских солдат-танкистов, не пускавших нас вглубь территории своих войск, вместе с капитаном Якушевым поехал догонять американскую танкетку. Догнав ей и выскочив наперед, я свою автомашину развернул и поставил поперек дороги, в результате чего движение было преграждено, танкетка и следовавшие за нею автомашины остановлены.

Просмотром этих автомашин мы с Якушевым обнаружили в них все командование первой (600) дивизии РОА и в одной из автомашин закрытого (замаскированного) одеялами и плащ-палатками командующего РОА Власова, в одной машине с которым находился и его первый адъютант капитан Антонов.

В начале мы всех указанных лиц из автомашин повысадили, а потом, закончив просмотр всех машин, посадили их обратно и, развернувшись, стали следовать в составе всех семи автомашин на сторону войск Красной Армии. Якушев ехал в голове колонны на одной автомашины вместе с Власовым и его адъютантом, а я ехал замыкающим на своей автомашине вслед за автомашиной командира первой (600) дивизии».

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ