Волшебники среди нас: как неравнодушные взрослые помогли детям-сиротам

Чудеса создаются руками обычных людей. В этом корреспонденты агентства «Минск-Новости» убедились, пообщавшись с педагогами вспомогательной школы-интерната № 7 для детей-сирот.

Судьбе 130 ребят, которые живут в учреждении, нельзя позавидовать. У большинства нет ни мамы, ни папы. Кроме того, все ребята с особенностями психофизического развития. Часто у мальчиков и девочек наблюдаются депрессия, замкнутость, агрессия…

Много лет педагоги интерната мечтали создать сенсорную комнату. Найти спонсоров было проблематично. Если в учреждении появлялись средства, то деньги шли на решение неотложных бытовых проблем: починку крыши, замену линолеума… Специалисты готовы были опустить руки, но в прошлом году в интернат заглянула гостья, Ирина Васильева.

– Долгое время работала в Москве. Как режиссер снимала сериалы для канала «СТС», в частности известные «Папины дочки», – рассказывает Ирина Васильева. – Три года назад муж уехал работать в Минск. Вскоре к нему присоединилась и я. Стала думать, куда приложить свою энергию. Поскольку моя мама была воспитанницей школы-интерната, захотелось заглянуть в такие учреждения.

В интернате № 7 Ирина познакомилась с педагогами и предложила им проект – она могла вести занятия по сценическому мастерству на волонтерских началах. Потом женщина узнала, что воспитанники давно мечтают о сенсорной комнате.

– Придя домой, написала длинное письмо своему приятелю Виталию Шляппо, который занимается производством сериалов в Москве, – вспоминает собеседница. – Сценарист родом из Беларуси. Был капитаном команды КВН БГУ. Вместе со своими партнерами он купил необходимое оборудование для сенсорной комнаты, а также проекторы, ионизатор, увлажнитель воздуха, кондиционер… Потратил около 15.000 долларов.

Когда техника прибыла в Минск, выяснилось, что в помещении требуется ремонт. Кроме того, Ирина узнала, что в сенсорной комнате должны быть зоны для релаксации, подвижных игр, индивидуальных занятий. Поэтому нужно делать перегородки. Денег у интерната не оказалось. Обращаться вновь к московским приятелям Ирине было неловко. Стала искать спонсоров через знакомых в Беларуси.

– Двое минчан привезли стройматериалы, – вспоминает собеседница. – Затем другие строители согласились бесплатно установить перегородки в помещении. Помог мой бывший однокурсник Александр Якутик, который служит священником в минском Свято-Петро-Павловском соборе. Передал небольшую сумму денег, но ее хватило, чтобы оплатить работу электриков.

Белорусская художница Жанна Капустникова, с которой Ирина раньше снимала сериал «Отель «Исполнение желаний», разрисовала стены помещения и сделала необычную табличку для двери с надписью: «Волшебная комната». Одна частная организация подарила роллеты на окна. А завуч школы Инна Черепко нашла спонсоров, которые помогли сделать натяжные потолки.

– Конечно, пришлось выслушать немало отказов, – замечает Ирина. – Обратилась в известную компанию с просьбой о стройматериалах. Директор ответил, что в стране кризис и на него без того навесили другие детские дома.

Тренажеры в комнате устанавливали сами педагоги. Помогали им воспитанники и выпускники интерната.

– Вы не представляете, как школьники ждали открытия помещения, – рассказывает Ирина. – Постоянно спрашивали о нем на занятиях. Когда все было готово, каждый ребенок заглянул в комнату. Лица светились счастьем.

Занятия в сенсорной комнате проходят каждый будний день. В первую очередь сюда приводят детей с тяжелой формой заболевания.

– Есть у нас агрессивный 17-летний школьник. Во время занятия так успокоился, расслабился, что даже уснул, – рассказывает педагог-психолог учреждения Галина Федоринчик. – Меняется поведение детей-аутистов. В помещении установлен так называемый сухой светящийся дождь. Это устройство, похожее на гирлянду, которое меняет цвет, когда к нему прикасаешься. В комнате оно висит возле зеркала, в которое аутисты смотрятся, изучая свое лицо и наблюдая за другими детьми.

В помещении установлены тактильная и акустическая панели, которые служат для развития моторики и слуха ребенка. Есть стол для рисования песком. Но особенно детям нравится находиться в бассейне с шариками.

– Пусть занятие длится 45 минут, но этого времени хватает, чтобы сделать счастливым каждого ребенка, – замечает Галина Александровна.

Ирина Васильева продолжает вести в школе занятия. Правда, учит ребят не сценическому мастерству, а любви друг к другу.

– Дети в интернатах, как правило, грубо относятся к сверстникам, – замечает собеседница. – Я стараюсь научить их говорить добрые слова, дружить и принимать недостатки друг друга. Для себя определила, что буду любить этих детей и помогать им дальше, чем смогу.

Ирина планирует привлекать творческих людей участвовать в жизни этих мальчиков и девочек. Взрослые ведь могут взять на себя патронатное воспитание или вести занятия в учреждении.

– Этим школьникам не хватает простого человеческого общения, – считает собеседница.

Фото Марии Рольските и из архива Ирины Васильевой

Перепечатка материала без письменного разрешения УП «Агентство «Минск-Новости» запрещена

Самое читаемое