Востребованы ли сегодня мастера по индивидуальному пошиву обуви и где учат этой профессии?

Чтобы создать идеальную пару туфель, нужно иметь сильные руки и творческую жилку. В этом убедилась корреспондент агентства «Минск-Новости», посетив Минский государственный колледж технологии и дизайна легкой промышленности, где учатся будущие модельеры-конструкторы обуви.

Кристиана Лубутена, французского дизайнера обуви, знают во всем мире по придуманной им красной подошве женских туфель. Его школьные тетрадки были изрисованы эскизами этого предмета гардероба. Когда подрос, Кристиан стал досконально изучать поведение высоких каблуков в экстремальных условиях: наблюдал за танцовщицами на сцене кабаре. Сегодня в его туфлях щеголяют и звезды, и чины.

Свою первую идеальную пару создает Мария Ткачик, четверокурсница колледжа технологии и дизайна легкой промышленности. Это ее дипломная работа. От того, насколько успешно она с ней справится, будет зависеть состояние собственных ножек. Ведь туфли-лодочки Мария делает для себя!

В колледже на талантливую учащуюся не нарадуются. Лариса Кушнер, заместитель директора по учебно-производственной работе, говорит, что Марию уже сегодня готовы взять без экзаменов в Витебский государственный технологический университет. Поступило несколько именных заявок от организаций и на трудоустройство девушки.

А пока будущий модельер-конструктор проходит преддипломную практику в минской дизайн-студии по индивидуальному пошиву обуви.

Представляете, там модельеры используют колодки итальянских мастеров. На таких шьют обувь Кристиан Лубутен и Прада! Не работа, а мечта, — восхищается Мария. — В студии, например, были изготовлены на заказ модели для героев фильма «Стиляги», для подиумных показов в Милане и Париже.

Однако, чтобы стать настоящим мастером, умения создавать эскизы недостаточно.

Когда речь идет об индивидуальном пошиве обуви, главное: после обмера стопы правильно снять УРК — усредненную развертку колодки. Не умеешь — дальше работать не сможешь, — улыбается Мария. — Могу показать как.

Создание идеальной пары следует начинать с подбора колодки. При этом учитываются анатомические особенности стопы клиента.

Если половинчатый размер или высокий подъем, делаем замеры. Так обувь будет полностью соответствовать ноге ее обладателя. Для себя мне всегда сложно подобрать туфли на высоком каблуке. У них обычно тонкая подошва, ходить в такой обуви неудобно! — говорит Мария, одновременно снимая УРК.

На мгновение девушка замолкает: переносит мерки на бумагу. Таким образом она создает плоскую копию колодки. Каждый этап ручного изготовления обуви — решающий. Небольшая погрешность в расчетах — и работа испорчена, в результате — мозоли на ступнях клиента.

В учебной мастерской колледжа стены украшены эскизами. Творческий полет ребят не знает границ — от умопомрачительных кроссовок, обрамленных мехом и стразами, до туфелек с длиннющими носами и объемными бантами. Такой видят моду молодые модельеры.

Рассматривая их работы, интересуюсь у Марии, может ли обувь быть одновременно модной и удобной.

Это самое простое! — смеется будущий модельер-конструктор. — Топсайдеры, лоферы, мокасины — повседневные модели, но благодаря дизайнерским решениям — рифленой подошве различного цвета, необычным украшениям в виде кисточек, бантов — они сегодня на пике популярности.

— А какая обувь подойдет для нашей капризной зимы?

— Демисезонные сапоги! Если морозы не превышают 10 градусов, в такой обуви комфортно: в помещении ножка не будет потеть, а на улице не замерзнет. Но при условии, что материалы подобраны качественные. Для зимы очень хорош овечий мех: благодаря входящему в его состав ланолину стопа не испытывает дискомфорта, даже если вынуждена находиться в теплом помещении. Цена обуви напрямую говорит о качестве используемого материала. Обычно в производстве используют толстую натуральную кожу — это дорогой материал. Ее можно разделить на два слоя. А недобросовестные производители используют аммиак, что позволяет разделять натуральную кожу на 5-6 тончайших слоев! Обувь из такого материала имеет неприятный запах, быстро рвется.

А вот чтобы понять все тонкости работы с кожей, учащиеся колледжа на первых порах тренируются шить домашнюю обувь. Нам предлагают поучаствовать в процессе. Идем на раскройный участок.

Здесь раскраиваем детали верха обуви, чтобы в дальнейшем их сшить и получить изделие, — вводит в курс дела мастер производственного обучения Екатерина Маковецкая.

Раскрой можно делать как вручную, так и на специальном оборудовании — прессе. Для начала пробуем свои силы на машине. Чтобы создать союзку — деталь, закрывающую тыльную поверхность стопы, — укладываем натуральную кожу на плиту пресса, сверху размещаем резак (металлическую форму. — Прим. авт.). Пресс опускается. Мощный толчок. Жах! И деталь будущего верха тапочки готова. По такой технологии работают на наших предприятиях.

Однако эту процедуру можно выполнять и вручную, вырезая заготовку специальным раскройным ножом. Никаких ножниц! Иначе деталь получится некачественной, с неровными краями. Чтобы аккуратно вывести по шаблону линию на толстой коже, требуются физические силы и определенная сноровка. Ножи затачивают ежедневно.

Для подошвы тапочек используют пористую резину. Основание готовят также с помощью металлических резаков. Процесс увлекательный, однако требует некоторой смелости. Работать приходится на серьезном оборудовании!

Справочно

Минский государственный колледж технологии и дизайна легкой промышленности предлагает ребятам 10 специальностей, в основном для получения среднего специального образования. Есть и уникальные направления, например «Дизайн (объемный)». Больше в Минске ни один колледж не готовит таких мастеров.

Кстати, хорошая новость для выпускников 9-х классов. Недавно здесь стали набирать ребят на уровень профессионально-технического образования. Это значит, что за два года и десять месяцев парень или девушка смогут получить профессию сборщика обуви и устроиться на производство.

Фото Елизаветы Добрицкой

Самое читаемое