Возле БСМП скоро будут приземляться медицинские вертолеты

В январе прошлого года Президент подписал Указ № 27, который возложил на профильные инстанции выполнение задач санитарной авиации.

Так, считайте, и началось возрождение медицинского воздухоплавания в нашей стране. А развивать направление совместно взялись МЧС и Минздрав. Закупили медицинский модуль для вертолета Ми-8 — «воздушная скорая» готова вылететь на помощь в любой экстренной ситуации. Правда, для мягкой посадки крупногабаритной машины, тем более с тяжелыми пациентами на борту, все не так просто. Специально оборудованных посадочных площадок вблизи столичных и областных больниц пока попросту нет. Но они должны скоро появиться. Все детали этого проекта выяснила «Рэспубліка».

ФОТО ТАТЬЯНЫ СТОЛЯРОВОЙ

Быть или не быть?

Для начала предлагаю разобраться, нужна ли нашему парку «автоскорых» прибавка в качестве винтокрылой машины. Судите сами: дорожная сеть у нас развита довольно неплохо, и доставить пациента на колесах из самой удаленной точки страны до столицы при большом желании можно за 3—3,5 часа.

Сроки сдачи площадки смещаются на неопределенное время. Предполагается, что за этот период МЧС и Минздрав придут к общему знаменателю. 
ФОТО ПАВЛА ЧУЙКО

Однако за последнее десятилетие в стране было несколько чрезвычайных ситуаций, в которых наличие санитарных вертолетов могло бы сыграть только в плюс. Вспомните взрыв на мебельном заводе «Пинскдрев» 8-летней давности. Пострадавшим нужна была срочная специализированная медицинская помощь, поэтому часть из них пришлось транспортировать из Пинской городской больницы в специализированное отделение минской ГКБСМП (именно на ее базе функционирует Республиканский ожоговый центр). Аналогичная ситуация и с крупным ДТП под Александрией, которое случилось вечером 5 июля 2015 года после празднования Купалья, или со взрывом на Скидельском сахарном комбинате в феврале прошлого года…

Разумеется, при проектировке площадки нельзя пренебрегать параметрами крупногабаритного вертолета Ми-8.

Не новость, что специализированные РНПЦ и другие клинические больничные организации по оказанию специализированной медицинской помощи в большинстве своем располагаются в Минске. Конечно, в экстренных случаях для пострадавшего лучше в течение 20—30 минут оказаться в профильном центре, нежели пройти через другие этапы эвакуации – территориальную ЦРБ либо областную больницу.

— Недавно наши специалисты поехали на машине в Оршу. Нужно было оказать помощь беременной женщине в тяжелом состоянии с 80  процентами ожогов тела после ДТП. Конечно, при наличии вертолета они добрались бы до места происшествия гораздо быстрее, —  приводит в пример рядовую ситуацию исполняющий обязанности главного врача БСМП Минска Борис Пискун. – Нужно понимать, чем быстрее пациент окажется в руках профессионалов, тем большая вероятность его спасения. Внутренние резервы организма работают до суток, потом начинается его самоотравление. Кроме того, к нам часто привозят из регионов пострадавших с большими кровопотерями.

Как видим, необходимость в санитарном воздушном транспорте действительно есть.


Выбери меня, выбери меня

В самый разгар безумно жаркого летнего дня представители совершенно разных инстанций собираются возле приемного отделения минской БСМП. Разговор тоже обещает быть горячим…

Команда из десяти человек дружно берет курс налево от приемного отделения и двигается к симпатичным зеленым ландшафтам с ивами и газоном, которые разместились в 100—150 метрах от больницы. Здесь могла бы расположиться будущая посадочная площадка для медицинского вертолета, но ее нет…

Споры насчет места предполагаемой площадки для вертолета возле минской ГКБСМП ведутся между разными инстанциями до сих пор.
ФОТО ЮРИЯ МОЗОЛЕВСКОГО

Вообще, изначально рассматривалось три варианта для размещения площадки. Первый самый сложный: предлагалось построить 9-этажный корпус в виде буквы Г между БСМП и Детской больницей. Вертолет садился бы на крышу высотки, а больные сразу поступали бы в операционные на верхних этажах. Такой вариант показался слишком неправдоподобным. Во-первых, требовал огромных финансовых затрат. Во-вторых, пускай крыша здания и будет новая, но вряд ли фундамент нормально выдерживал бы такую махину, как Ми-8. Даже в пустом виде он весит около 7 тонн.


Второй вариант – в 100—150 метрах от приемного отделения. Третий – метрах в 250 от него через подъездную дорогу для «скорых», ближе к склону и реке.

—  Мы обошли всю прилегающую к больнице территорию с представителями авиации и опытными в области вертодромов проектировщиками, —  рассказывает предысторию директор УП «Медик» Дмитрий Прошин. – В итоге сошлись на наиболее оптимальном как для нас, заказчика, так и для больницы варианте расположения за подъездной дорогой.

Несмотря на то что место для строительства площадки уже выбрано, вокруг темы все равно разгораются споры. Дело в том, что для врачей ландшафт с ивами кажется более привлекательным. И объясняется это просто: доставить в приемное отделение пострадавшего с расстояния 100— 150 метров можно и на каталке. Плюс ко всему не нужно будет подвергать тяжелого пациента перегрузкам и переправлять его через дорогу.

Первый вариант площадки позволит доставить пострадавшего с вертолета в приемное отделение на каталке, что для пациента менее травматично. Второй же вариант предполагает подвоз потерпевших к нему на машине.

Стоит учесть, что любое перекладывание тяжелого пациента ведет к серьезным осложнениям. По статистике, если одна перегрузка при транспортировке дает осложнение больного в 8,3 процента, то пять и более перегрузок – это уже до 60 процентов осложнений.

— Я всегда боролся с порогами в больнице, а здесь речь идет о серьезном перекладывании экстренного больного. Представьте, что это для пациента с сочетанной травмой, — в голосе Бориса Пискуна читается возмущение. – Кроме того, на эту площадку потребуется гораздо меньше средств, а там, посмотрите, склон, сколько нужно будет грунта привезти.

В экстренных случаях вертолет способен в течение 20—30 минут доставить пострадавшего в профильный центр республиканского значения.

Представители МЧС объясняют выбор более отдаленной площадки лучшими возможностями для подлета санитарного воздушного транспорта, удаленностью зданий и более низким уровнем шума. Таковы требования регламентирующих документов.

—  Смотрите, вот границы рабочей зоны площадки – 50 на 50 метров. Такие размеры требуются под Ми-8. В первом случае мы видим, что зона безопасности выходит за пределы участка на дорогу и примыкает к зданию пищеблока, —  показывает план предполагаемых вертодромов начальник отдела строительства комитета по здравоохранению Мингорисполкома Екатерина Глушеня. —  Если даже смириться со всеми нюансами и выходить на этот вариант, то на время посадки вертолета необходимо перекрывать движение – ставить шлагбаум или привлекать сотрудников ГАИ.

Но, сами понимаете, полагаться на случай не вариант: что, если во время посадки будет ехать «скорая» к приемному отделению БСМП или РНПЦ травматологии и ортопедии, которое расположилось как раз по дороге за предполагаемой площадкой.

Определиться с внешним видом

Изначально планировалось, что будущее посадочное место для вертолета оформят в виде вертодрома. Однако вертодром предусматривает расположение не только площадки, но и места стоянки и руления. Кроме этого, при оформлении вертодрома нужно проходить строжайшую сертификацию, а для его обслуживания набирать дополнительный персонал. Поэтому решили ограничиться посадочной площадкой.

—  Размер площадки составит 70 на 70 метров. Покрытие будет бетонное, важными деталями станут светосигнальное оборудование в виде четырех фонарей и ветроуказатель. Также посадочная площадка будет ограждена, —  знакомит с характеристиками Екатерина Глушеня.

Санитарный вертолет с медицинским модулем сейчас базируется на аэродроме в Липках. Для оказания квалифицированной медицинской помощи сформирована реанимационная бригада в составе врача и двух фельдшеров, в случае ЧС она может быть усилена другими специалистами. Вообще, вертолет с модулем может взять на борт до двенадцати человек.

Медицинский модуль оборудован аппаратами ИВЛ, дефибриллятором, шприцевым и инфузионным насосами, транспортными вакуумными шинами и другим медицинским оснащением. Особенность медицинского модуля в том, что он способен работать автономно около десяти часов, поэтому его можно устанавливать и на не подготовленный для медицинских целей вертолет.

До сих пор нерешенная проблема  — обслуживание площадки. Участок под ее строительство является собственностью больницы, а значит, сохранность будущей площадки в компетенции учреждения здравоохранения. Однако, по меньшей мере, было бы странно, если бы медики следили за сохранностью и эксплуатацией площадки, не так ли?

— Зона ответственности нашей больницы начинается с приемного отделения и касается всех медицинских нюансов. За все остальное отвечают специализированные организации. Мы заключаем договоры с учреждениями по обслуживанию сетей, медицинского оборудования, по охране и уборке помещений. Точно так же придется действовать и в случае с посадочной площадкой, —  обрисовывает проблему ведущий инженер минской БСМП Елена Корчевская.

Также не решен на данный момент вопрос о доставке пациентов к больнице. На каталке пострадавшего с вертолета в приемное отделение через дорогу можно попросту не довезти живым. А своего парка машин у больницы нет. Значит, нужно будет заключать договор с городской станцией скорой медицинской помощи.

По плану посадочная площадка для медицинского вертолета должна быть готова к концу этого года. На данный момент только завершается проектирование объекта, уточняются данные по поводу его оборудования. Следующий этап – экспертиза подрядными организациями. В связи с тем, что строительство выпадает как раз на зимнюю пору, сроки сдачи площадки смещаются на неопределенный период. Хотя они в данном случае не самое главное. Продуманность и безопасность для людских жизней гораздо важнее.

Прямая речь

Андрей КРИШТОПА, исполняющий обязанности первого заместителя начальника авиации ГААСУ «Авиация» МЧС:

— Наша служба выполняет различные задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по авиационному мониторингу лесных массивов и другим направлениям, входящим в нашу компетенцию. Посадочная площадка, которая будет строиться возле минской БСМП, универсальна для приема любых вертолетов. Она может использоваться для посадки воздушных судов не только МЧС, но и других ведомств, как белорусских, так и зарубежных. А вертолет Ми-8 —  это максимальное по размерам судно, которое может сюда приземлиться.

Использование медицинского вертолета рассчитано на чрезвычайные ситуации, при которых есть необходимость доставки пострадавших в кратчайшие сроки в областные или республиканские медучреждения. Также возможно использование средств санитарной авиации для доставки медработников в труднодоступную местность для оказания первой помощи, куда бригада скорой помощи доехать не может.

 

Олег ПАНЧУК, начальник отдела организации медицинской защиты при ЧС Минздрава:

— Совместное постановление МЧС и Минздрава по выполнению задач санитарной авиации возвращает нашу страну к проверенной временем системе функционирования санитарной авиации. Пока что медицинским модулем оснащен только вертолет Ми-8, для посадки которого нужно соблюсти жесткие требования к размеру площадки. Вертолеты других модификаций, например те же еврокоптеры, в свою очередь, смогут приземляться и на меньших площадках. Вообще, в стране достаточно площадок для посадки вертолета Ми-8. Они есть и вблизи областных центров, а также возле некоторых городов районного значения. Беда в том, что плечо подвоза тяжелых пациентов от существующих площадок до ближайшей больницы составляет не меньше 8—10 километров.

Строительство посадочной площадки для медицинского вертолета в Минске подаст пример в этом направлении для областей. Надеемся, что в скором будущем подобной площадкой смогут похвастаться Витебская областная клиническая больница и другие областные больницы страны. Конечно, такие площадки не должны быть усложнены различными техническими средствами, ведь здравоохранение надеется на расширение парка вертолетов, которые могут быть использованы для реализации целей санитарной авиации.

Самое читаемое