Врач: в рационе юных белорусов много простых сахаров и мало сложных углеводов

В Беларуси растет число несовершеннолетних, страдающих ожирением и сахарным диабетом. О проблемах питания современных детей и путях их решения корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с заведующей кафедрой гигиены и медицинской экологии БелМАПО, кандидатом медицинских наук Еленой Гузик.

— Оценить ситуацию с питанием детей в семьях сложнее, чем в учреждениях образования. Что скажете о питании в школах и детских садах?

— За последнее десятилетие отмечается неуклонное снижение заболеваемости ЖКТ у детей. Это само по себе говорит о достигнутых успехах в вопросах организации питания. Все санитарные требования к оборудованию, технологии приготовления, самим продуктам дошкольников и школьников в Беларуси научно обоснованы. Под нормы белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ, необходимых растущим организмам, разработаны продуктовые наборы. 95–98 % блюд, которые получают школьники, — это горячее питание.

— То есть претензии некоторых родителей, что питание в школах невкусное, на ваш взгляд, не обоснованы?

— Думаю, родительские комитеты могут влиять на ситуацию с питанием, если считают ее неблагополучной. Отцы и мамы могут купить в школьной столовой обед и оценить его качество. Иногда дети пристрастны, избалованы, у некоторых сформированы неправильные привычки питания. Некоторые любят лишь сосиски и макароны потому, что их постоянно готовят в семье.

— И вы не разделяете мнения о том, что питание в школах должно быть все-таки добровольным, а не всеобщим и обязательным?

— Режим питания очень важен. Диетологи рекомендуют 25 % всей суточной калорийности съедать утром, 35 % — во время обеда, 15 % — на полдник и 20–25 % — на ужин. Ребенок находится в школе 6–8 часов, в итоге между завтраком и следующим приемом пищи дома у него очень большой интервал. Бутерброд, который родители дадут в школу, — это всего лишь 10–15 % суточной потребности в калориях. И, конечно, вечером после уроков дети будут переедать, что приведет к проблемам с метаболизмом. Поэтому есть в школах крайне важно. Так же следует достаточно пить в течение дня.

— То, что детей с избыточной массой тела становится больше, объясняется прежде всего неправильным режимом питания?

— Не только. В рационе юных белорусов много простых сахаров и достаточно мало сложных углеводов. Утром детей лучше всего кормить кашами. Это обеспечивает хорошую работу кишечника, помогает поддерживать оптимальный уровень сахара в крови. Важно, чтобы в семье приучали есть овощи и фрукты, рыбу и мясо и избегали фритюрных изделий, избытка жира, простых сахаров, которые вредят здоровью. Приобретая продукты, нужно обращать внимание на их состав. В общем, здоровье наследников зависит от осведомленности, грамотности и личного примера родителей, от культуры питания в семьях. Еще один немаловажный аспект — двигательная активность. Исследования показывают, что около 75 % детей в возрасте 10–12 лет ежедневно находятся за компьютером: каждый пятый — три часа и более. В соответствии с рекомендациями ВОЗ детям и подросткам в возрасте 5–17 лет нужно заниматься ежедневно физической активностью от умеренной до высокой интенсивности в общей сложности не менее 60 минут.

— На какие еще проблемы в питании юных белорусов обращают внимание специалисты?

— У многих школьников наблюдается дисбаланс микронутриентов (витаминов, микро- и макроэлементов. — Прим. авт.). Это объяснимо. Многие продукты проходят жесткую термическую обработку, из-за которой теряются их полезные свойства. К тому же современные дети гораздо меньше, чем прежние поколения, едят брюкву, репу, редьку, тыкву и другие полезные овощи, выращенные на собственном огороде. Поэтому так важно использовать в рационе обогащенные различными нутриентами продукты. Все более актуальной становится и проблема коррекции питания многих школьников из-за непереносимости тех или иных продуктов.

— Сказывается ли на формировании привычек питания и вкусовых предпочтений грудное вскармливание?

— Безусловно. К тому же оно влияет и на интеллект, и на иммунитет, и на психоэмоциональное состояние ребенка.

— Что, на ваш взгляд, еще можно сделать для укрепления здоровья белорусских мальчишек и девчонок?

— На мой взгляд, в учебные планы нужно включать интерактивные программы обучения навыкам здоровьесбережения. Важно прививать навыки самостоятельной оценки здоровья. Например, девочки-подростки нередко отказываются есть, считая себя полными. Но если бы они умели оценивать соответствие массы тела росту, то многие не страдали бы понапрасну, убедившись, что они абсолютно вписываются в норму. У нас все больше становится школ с замечательным опытом организации питания, двигательной активности, профилактики нарушений осанки и зрения у несовершеннолетних. И их достижения стоит заимствовать, их опыт заслуживает распространения.

 

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ