ВРЕМЯ ДЕТСКОЕ. В яслях-саду № 92 каждый ребенок может почувствовать себя ученым

Почувствовать себя ученым может каждый ребенок, уверены педагоги столичных яслей-сада № 92. Здесь уже не один год проходит фестиваль проектов и исследовательских работ. Подробности на месте узнавала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Жажда знаний

Проектно-исследовательской деятельностью здесь активно занимаются с 2009 года.

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину рассматриваются как важнейшие факторы развития творческой личности, — отмечает заместитель заведующей по основной деятельности яслей-сада № 92 Лилия Ладутько.

Конечно, детвора не претендует на громкие научные открытия, но ведь в дошкольном возрасте каждый день узнаешь что-то новое, изучаешь мир с разных сторон и удивляешься тому, как он устроен. Почему светит солнце или идет дождь, сколько глаз у паука, какие блюда можно приготовить из картошки, как делают национальные игрушки… С каждым годом все больше воспитанников увлекаются интересным исследовательским делом. Помогают им воспитатели и родители. Работает в садике и клуб юных исследователей «В гостях у мудрой совы».

— Накопили достаточно опыта и пять лет назад решили ежегодно в мае-апреле проводить детско-родительский фестиваль проектов и исследовательских работ, — продолжает Лилия Константиновна. — Он позволяет наиболее активно подключать родителей к сотворчеству с детьми, совместной познавательной деятельности.

Секрет факира

За прошедшие восемь лет какие только проекты не разрабатывали юные исследователи!

Изучали удивительный мир насекомых и космические глубины, достопримечательности родного края и далеких стран, тонкости различных профессий и основы правильного питания.

— Ребята с интересом погружаются в тему, — отмечает Лилия Константиновна. — Одна из групп взялась за проект о цирке и не только рассказала об истории этого зрелищного искусства, профессиях дрессировщика, фокусника и других, но и объяснила, как факир выдувает изо рта огонь. А завершили ребята свое выступление дефиле в цирковых костюмах.

Запомнился малышам и проект «Я люблю Беларусь», посвященный патриотическому воспитанию. Каждая группа выбирала ту тему, которая оказалась ближе интересам детей и педагога.

Одни решили организовать импровизированное туристическое агентство и в процессе исследования знакомились с замками и музеями Беларуси, немало интересного узнали о людях, которые прославили страну. Другие изучали белорусские традиции и даже организовали выставку народных кукол, экспонаты сделали своими руками! Третьи готовили проект о любимом корнеплоде белорусов — картофеле. Как его выращивают, почему очищенные клубни темнеют, какие блюда из картошки готовят.

Попробовали журналистский хлеб

Познавательной и полезной оказалась серия проектов по экологии.

Вместе со взрослыми ребята изготовили макеты водопровода и электростанции.

Из бросового материала делали игрушки и платья.

А проблема утилизации полиэтиленовых пакетов подтолкнула к созданию коллекции экосумок.

Устроили настоящий модный показ этих аксессуаров из натуральных материалов, читали про них стихи.

— При выборе темы руководствуемся главным правилом — детям должно быть интересно. Нужно найти или создать такую проблемно-игровую ситуацию, чтобы ребята по-настоящему увлеклись проектом, — поясняет Лилия Ладутько. — И вашу профессию тоже изучили!

В проекте «Мы — юные журналисты» дошкольники рассказывали о своих любимых журналах, газетах и передачах, особенностях работы фотокорреспондента, о том, как устроено телевидение, и даже разложили по полочкам подготовку спортивного репортажа. Тимофей совершил экскурсию на телеканал и попробовал себя в роли ведущего. А Павел с помощью родителей подготовил семейную газету. Также детвора брала интервью у работников детского сада. Так увлеклись этим проектом, что потом еще долго играли в журналистов.

Изучать профессии ребятам очень нравится. Здорово попробовать себя в роли репортера или экскурсовода, врача или учителя. Кто-то уже решил пойти по родительским стопам, а кто-то еще не определился, кем бы хотел стать.

В помощь бабушке

Отправляемся в группы, чтобы своими глазами увидеть проекты, в которых участвуют маленькие исследователи.

Первой посещаем группу для детей с тяжелыми нарушениями речи. Воспитатель Раиса Барсукова предлагает ребятам совершить путешествие в деревню и узнать, как урожай попадает к нам на стол, а заодно изучить, какие овощи растут на огороде и как их правильно убирают, например, что срезают, что выкапывают, а что выдергивают. Бабуля вырастила отменные картофель и морковь, свеклу и перец, репу и кукурузу, помидоры и огурцы.

И ребята молодцы! Весь урожай собрали аккуратно и получили от бабушки в награду самые настоящие хрустящие сладкие перцы. Славно потрудились — теперь можно и подкрепиться!

В средней группе воспитатель Людмила Дыдышко и ее юные исследователи представили нам свои проекты про насекомых.

— Вы знаете, что пауки появились еще в эпоху динозавров, — рассказал Гриша. — Эти насекомые бывают маленькие и большие, как обеденная тарелка! А паутина такая прочная, что если бы она была толщиной, как карандаш, то остановила бы самолет на полном ходу.

О каком насекомом расскажет Кристина, мы поняли сразу. Ведь девочка даже нарядилась в костюм пчелы — крылатой труженицы, собирающей с цветов мед.

Показали нам ребята и игру «Азбука профессий». Это макет настоящего города, где есть больница и магазин, аквапарк и банк, строительная площадка и многое другое. Изготовили его родители вместе с детьми.

А в музыкальном зале Даша из другой средней группы с помощью мультимедийной презентации рассказала про домашних животных, уход за ними и напомнила, что люди в ответе за тех, кого приручили.

К новым вершинам

Своими наработками педагоги детсада № 92 делятся с коллегами на научно-практических конференциях и семинарах, проводят мастер-классы.

В этом году воспитатель Яна Дановская рассказывала о нашей проектной деятельности на международном семинаре в Барановичах, а педагоги Раиса Барсукова и Светлана Шкляр представили свой опыт использования метода проектов для развития коммуникативных умений на городском конкурсе «Современные технологии в специальном образовании», где заняли 3-е место. Также они получили диплом за лучшую работу на республиканском конкурсе, — подытоживает Лилия Ладутько. — Одна из наших воспитанниц победила в городском конкурсе «Я — исследователь» с проектом «Профессии моей семьи».

В этом году на весеннем фестивале проектов в детском саду № 92 дипломы и медали юных исследователей получили 32 ребенка. Подготовили же работ вдвое больше, просто не каждый малыш готов выступать публично. Но все они рассказывают о своих проектах на занятиях в группе, в клубе исследователей и получают дипломы участника.

Еще один фестиваль администрация дошкольного учреждения решила провести в декабре, завершив таким образом Год науки.

Сейчас дети и взрослые заняты новыми исследованиями. Пожелаем им успехов и ярких открытий!

Фото Сергея Пожоги и из архива детсада

Еще материалы рубрики:

ВРЕМЯ ДЕТСКОЕ. Поиграем с детсадом-трансформером

ВРЕМЯ ДЕТСКОЕ. Как пробудить в ребенке дух исследователя

ВРЕМЯ ДЕТСКОЕ. Как театральная игра помогает раскрепоститься ребенку

ВРЕМЯ ДЕТСКОЕ. Как «Вечерка» в гости к детям ходила

ВРЕМЯ ДЕТСКОЕ. Каким запомнилось лето дошколятам

Самое читаемое