ВРЕМЯ ДЕТСКОЕ. Ясли-сад, где позволяют детям мыслить нестандартно

«Ребенку я бы подарил крылья, но позволил ему самому научиться летать» – так писал бразильский писатель Гарсиа Маркес. Этому принципу следуют педагоги яслей-сада № 569. Детей здесь учат мыслить нестандартно, создавая необычные картины из обычных вещей. В этом убедились корреспонденты агентства «Минск-Новости», заглянув на творческое занятие в одних их весенних дней.

Воспитатель Людмила Третьякова разработала свою методику – коллективные творческие работы дети выполняют, используя различные техники и материалы. В ход идут фантики от конфет, палочки от мороженого, лоскутки ткани и шерсть для валяния, веточки и семена. Каждая картина имеет свою историю. Ребята словно оказываются внутри панно, сами сочиняют продолжение сюжета и предлагают идеи по его наполнению.

– Свой опыт Людмила Тадеушевна сначала представила коллегам, а позже педагогам других детсадов Партизанского района, – рассказывает заведующий ГУО «Ясли-сад № 569 г. Минска» Светлана Ткачева. – В апреле покажем мастер-класс на заседании городского методического объединения.

IMG_6592 copy

Светлана Георгиевна отмечает, что коллектив в детском саду подобрался творческий. В кабинете заведующего подобралась целая экспозиция работ педагогов и детей. Здесь и деревца из бисера, лебеди и корзинки из бумажных модулей, куклы и открытки ручной работы. Для гостей специально изготовили декоративные подковы, на счастье.

IMG_6685 copy

В средней группе № 6 идет творческое занятие. Художники – ребята 4-5 лет – под руководством Людмилы Тадеушевны создают коллективную картину. На залитой солнцем поляне распустились весенние цветы. Работа почти готова. Осталось внести несколько штрихов.

IMG_6691 copy

Травку решено вырезать из конфетных фантиков и приклеить на общее полотно.

У воспитателя собралась немаленькая коллекция оберток от сладостей. Дети, съев конфетку, не выбрасывают фантик, знают – пригодится.

IMG_6673 copy

«Одежка» от карамели «Дюшес», например, превращается в крону грушевого дерева.

IMG_6676 copy

IMG_6678 copy

Из фантиков конфет «Молодежные» выросли многоэтажки микрорайона Восток, а блестящие синие обертки прекрасно подошли для изображения главной библиотеки страны. В специальном шкафу хранятся коробочки с другим материалом – шерстью для валяния, пробками, палочками, семенами, блестками, лоскутками.

Пока кипит работа, спрашиваю у детворы: что больше всего нравится рисовать?

IMG_6752 copy

Майя с удовольствием рисует маму – самую красивую и милую.

IMG_6750 copy

Маша выбирает цветы.

IMG_6757 copy

А Даник героем своих рисунков сделал папу – сильного и доброго.

IMG_6737 copy

Итак, трава готова. Пора наклеить ее на полянку.

IMG_6746 copy

В системе дошкольного образования Людмила Третьякова (вот ведь и фамилия у нашей героини говорящая, указывающая на неравнодушие ее обладательницы к миру искусства!) работает уже 35 лет. Пришла в детский сад 19-летней девчонкой после педагогического училища. С малых лет любила рисовать и мастерить. В школьные годы шила себе платья, вязала кофточки, мастерила украшения.

– У современной детворы столько игрушек, а во время моего детства было иначе. Жили мы скромно. Но мама никогда не жалела денег на пластилин, карандаши и краски, – вспоминает собеседница. – Мы с братом делали себе игрушки сами. Разыгрывали потом целые спектакли!

Ей интересно учиться, осваивать новые техники. Увидела, как делают народные куклы, решила и сама попробовать. Получилось. Предложила детям из старшей группы освоить эту технику. Даже родителей своих воспитанников увлекла. Мамы просили ее провести мастер-класс.

IMG_6718 copy

– Если мне самой интересно, то смогу это интересно преподать детям. Когда обучение ведется по необходимости, то, конечно, педагог научит, но не будет той искры, которая зажжет интерес ребенка, – рассуждает Людмила Тадеушевна. – Мне нужен нестандартный подход, не люблю жить скучно. Научилась чему-то, передала свое мастерство детям и ищу новое для себя занятие.

Особенно педагогу нравится работать с ребятами старшего возраста – они уже многое умеют, предлагают, воодушевившись идеей, оригинальные решения.

Порой тема занятия рождается спонтанно. Спрашивает воспитатель у детей: «Что вы видели сегодня по дороге в детский сад?» Те отвечают: «Лес, сосны, облака». Садик находится в частном секторе Степянки, и рядом с ним действительно сосновый лес.

«Хотите изобразить лес?» – предлагает ребятам Людмила Тадеушевна. «Хотим!» – дети уже в предвкушении сказки. На создание коллективной работы уходит не один день.

Взяли большой лист (заготовки часто делаются накануне: одна для морских пейзажей, другая – для зимнего леса, третья – для городского пространства и т. д.) и нарисовали сосны. Повесили картину в группе. Дошколята с гордостью показывают родителям свое творчество: «Это дерево я нарисовал, а то – Маша, а здесь сосна Даника. Видишь, у нас целый лес получился!»

Вместе с картиной рождается история.

IMG_6679 copy

«Дети, нам нравится этот лес, давайте погуляем в нем», – предлагает воспитатель. И ребята начинают вырезать человечков из разноцветных фантиков. Кто-то решил изобразить себя в синей курточке, кто-то – в розовой. А одна маленькая модница выбрала блестящую обертку – ни у кого такого пальто нет! Нарисованный пейзаж дополнила техника аппликации. И вот человечки друг за дружкой идут по лесу.

«А если мы заблудимся и замерзнем, что нам делать?» – заволновался кто-то из ребят.

«Можно разжечь костер и погреться», – предложил его товарищ. И все начинают думать: как изобразить костер. В качестве поленьев подойдут кусочки веточек. А из чего сделать пламя? Снова пересматривают содержимое волшебных коробочек и вспоминают, что недавно у кого-то из ребят был день рождения. Именинник угощал всех конфетами, завернутыми в красные и синие фантики – из них и вырезают язычки огня.

IMG_6698 copy

– Стараюсь строить занятие таким образом, чтобы дети чувствовали самостоятельность, руководство воспитателя должно быть ненавязчивым, чтобы дети не заметили подсказку, а восприняли ее как собственную идею, – отмечает Людмила Третьякова. – Это поднимает самооценку ребенка. Когда дети понимают, что многое могут сами, начинают фонтанировать идеями. Те, кто по складу характера застенчивы, видя увлеченность своих сверстников и эффект от работы, восхищение окружающих, тоже подтягиваются и на следующем занятии предлагают свои творческие варианты.

«Мы сами придумали, сами вырезали, только немножко спрашивали у Людмилы Тадеушевны», – с восторгом рассказывают потом мальчики и девочки родителям.

Во время таких занятий развиваются не только творческие навыки, но и речь ребенка. Ведь каждая история проговаривается. К сожалению, сегодня у многих дошкольников есть речевые проблемы, констатируют педагоги. Дома с детьми родители разговаривают мало, не читают им книг. Общение заменяет телевизор, компьютер, планшет…

– Постоянно ищем новые творческие подходы. Обмакнул сухую кисть в краску и ткнул в лист бумаги – получилась фактурная трава. Сложил кусочек картона уголком, опустил в гуашь, прижал к листку – получилась птичка, – приводит примеры воспитатель.

На прогулке играют в ассоциации: «Ребята, а это на что похоже?» – показала педагог на необычный цветок. Кто-то разглядел в нем граммофон, кто-то – колпак гномика. Такая игра помогает развивать воображение, по-другому взглянуть на привычные вещи. Важно при этом ребенка похвалить: «Как здорово ты придумал!»

IMG_6682 copy

– Дома нужно организовать детское пространство для творчества, – советует Людмила Тадеушевна. – Есть родители, которые любят порядок, а есть родители, которые любят детей. Первые чаще всего не разрешают ребятам пользоваться красками, пластилином, клеем и цветной бумагой: «Ой, а вдруг он что-нибудь испачкает!» Можно, конечно, навести в квартире идеальный порядок и выбросить все, что является мусором с точки зрения мамы. Но тогда ребенку будет скучно, он будет теребить родителей или часами сидеть за компьютерными играми.

IMG_6677 copy

А можно выделить малышу уголок, где он будет хозяином и сможет рисовать, лепить, вырезать, словом, экспериментировать. При этом важно приучать его убирать за собой, как мы это делает в детском саду. Рисует на стенах – повесьте туда кусок обоев или большой лист бумаги. Пусть творит!

Многие выпускники Людмилы Третьяковой потом удивляют школьных педагогов своим нестандартным мышлением и творческой искрой. Не забывают они дорогу в детский сад, прибегают навестить любимого воспитателя.

– В соцсетях в «друзьях» – половина моих выпускников, – улыбается Людмила Тадеушевна. – Некоторые живут за границей и пишут оттуда теплые письма, вспоминают наши коллективные картины. Такое внимание дорогого стоит.

 

Фото Алексея Колесникова 

Еще материалы рубрики:

Время детское: ясли-сад, где воспитывают патриотов

ВРЕМЯ ДЕТСКОЕ. Как вкусно и бюджетно накормить дошкольника?

ВРЕМЯ ДЕТСКОЕ. Как XXI век повлиял на новогодние утренники

ВРЕМЯ ДЕТСКОЕ. Как превратить занятие по физкультуре в увлекательную игру

 

Самое читаемое