«Время. Наследие. Память»: артефакты времен освобождения Беларуси показывают в Национальной библиотеке
Пожелтевшие документы и черно-белые фото, проржавевшая ракетница и ярко-алый, даже спустя столько лет, пионерский галстук, трогательные фронтовые письма и амуниция летчика-штурмовика — артефакты военных лет собрала выставка экспозиций музеев учреждений образования «Время. Наследие. Память» в Национальной библиотеке, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Выставка приурочена к 80-й годовщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. И сейчас в библиотеке проходит третий и заключительный ее проект.
— Идея возникла еще в 2023-м, во время форума музеев, — рассказала заместитель директора Республиканского центра экологии и краеведения Лидия Жур. — Сегодня в стране около 1 500 музеев учреждений образования и более 200 — народных. Экспозиция каждого из них — это уникальные реликвии, которые наглядно иллюстрируют вехи военных лет. Многие — большая редкость, которая стала бы украшением коллекций крупных музеев.
Маскхалаты и трофейные штыки, радиоприемники и самодельные партизанские зажигалки, гимнастерка по соседству с дамской сумочкой и фронтовые письма с трогательными рисунками семьи рядом с истертым временем летным шлемом и очками — большую часть экспозиции составляют вещи, которые переданы музеям учреждений образования родственниками воинов-освободителей. По словам организаторов, это принципиальное решение: хотят, чтобы эти реликвии хранились на малой родине героев.
Третий и финальный этап проекта «Время. Наследие. Память» посвящен партизанскому и подпольному движению, а также воинским частям и соединениям, которые освобождали Беларусь. Некоторые предметы датированы 60-ми годами прошлого столетия, некоторые, судя по датам 2023 и 2024, переданы совсем недавно. Видимо, родственники нашли в себе силы в какой-то степени расстаться с семейными реликвиями — переданное музеям нельзя забрать обратно.
В экспозиции представлены музеи всех областей и Минска. Возникает закономерный вопрос: по какому принципу происходил отбор, с учетом того, что всего таких «хранителей истории» более 1 500?
— Одним из основных критериев являются конкурсы исследовательских работ, на основе которых выбирают победителя, — ответила Л. Жур. — Ведь краеведение — не только сбор данных, но и скрупулезная обработка, системный анализ, поиск источников информации, оформление материалов. Большая часть экспонатов — это вещи, которые передали родственники фронтовиков. Но немалая часть — предметы, что находят учащиеся во время экспедиций, экскурсий и исследовательских работ. Музеи учреждений образования выполняют не только культурную функцию, но и ведут патриотическое и гражданское воспитание.
Фото Ирины Малиновской
Читайте также:
- В столичной школе открыли музей «Историческая память». Чем он примечателен
- Краеведческий, музыкальный и не только. Составили топ школьных музеев Минска
- Минчане передают советские монеты для проекта «Живая память благодарных поколений». Как поучаствовать
Смотрите также:
