Время подумать о красоте: сегодня в Большом театре – большой бал

Сегодня в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Республики Беларусь в шестой раз состоится новогодний бал.

Подготовка к нему для многих минчан уже стала своеобразной традицией: нужно заранее купить билет, посетить занятия в школе танцев, подобрать платье или фрак.

– Люди устали встречать Новый год за столом, им надоело жить вне традиций, – считает режиссер Галина Галковская. – Когда пять лет назад начинала организовывать балы в Большом театре, была удивлена, что в Минске так много людей, серьезно занятых их реконструкцией. Когда готовили первый бал, не знали, захотят ли гости танцевать. Захотели! Потребность в красоте, хороших манерах, в том, чтобы тебя окружали одухотворенные люди, – вот что я со всей очевидностью ощутила через общение с людьми на балах. Было очень приятно слышать от тех, кто приходил: «Спасибо за сказку, которую вы дарите раз в год!»

Раз в год – это Большой бал в театре оперы и балета, который у всех на слуху. Но теперь в городе проходит и множество других подобных мероприятий. Вероника Ильяш вместе с мужем Александром несколько лет назад основала студию исторического танца «Версаль», которая реконструирует танцы XVII–XX вв., знакомит с бальной культурой и этикетом, организовывает танцевальные вечера.

veronika

Руководители студии исторического танца «Версаль» Вероника и Александр Ильяш

 

– Мы ориентируемся прежде всего на культуру XIX в. – время расцвета балов, – говорит Вероника. – Тогда каждый из них был большим событием, поводом собраться вместе, пригласить знакомых и родственников из других городов, удивить гостей. Готовились заранее – и гости, и хозяева. Балы начинались около восьми-девяти вечера и заканчивались далеко за полночь. Сначала был ужин, потом начиналась танцевальная часть. Но не все танцуют, поэтому обязательно проводили игры, подготавливали помещения, где люди могли общаться. На балах развлекались, заводили нужные знакомства, искали женихов и невест, оттачивали танцевальное мастерство. После Первой мировой войны эта традиция была утрачена. В России она начала возрождаться лет пятнадцать назад, у нас чуть позже.

– Почему балы стали востребованы именно сейчас, когда знакомиться и общаться можно в любом месте и в любое время?

– Конечно, время накладывает отпечаток, и теперь балы другие. Мало кого учат танцевать с детства, не так строг дресс-код. Кто-то приходит, потому что ему интересна история. Кому-то хочется окунуться в необычную обстановку. А кого-то привлекает красивая форма времяпрепровождения. Людям по-прежнему важно показать себя. Куда современная женщина может надеть красивое вечернее платье? И как часто вы бываете на светских приемах? А сходить на бал можете. Более того – можете прийти вдвоем с кавалером и провести незабываемый романтический вечер. Когда идете в театр, вы видите там много интересного и зрелищного, но не участвуете в этом. А на балу можно окунуться в сказку. Красиво отдохнуть под бокал шампанского. Особенно хороши балы в исторически верных помещениях – в Мирском замке, Несвижском. Мы с мужем увлекались исторической реконструкцией, танцами разных направлений. Так и познакомились. Как-то поехали на общественный бал в Москву, который проходил в Малом зале Екатерининского дворца. Помню, захожу, а там всё так, как описано в «Войне и мире». Потрясающая атмосфера! И мы решили заняться реконструкцией балов всерьез – искали необходимую нам информацию, учились. В Минске один из камней преткновения для организаторов балов в том, что сложно найти несовременное, но красивое помещение. У нас есть Дворец профсоюзов с колонным залом, но там может свободно перемещаться только 30 пар. В Мир и Несвиж необходимо организовывать доставку. Конечно, бал можно проводить и в спортзале, но атмосфера будет не та. Еще есть Дом Ваньковичей и Дом Москвы, но помещения там небольшие, а стоимость аренды такая, что для любителей, которые тратятся еще на обучение и костюмы, входные билеты будут слишком дорогими. Тем не менее желающих побывать на настоящем балу становится все больше. Многие раз сходят, два – и уже ищут, куда можно пойти еще.

IMG_5935

– Кто проявляет интерес?

– Скучно идти на бал, ничего не умея. Поэтому к нам в студию приходит все больше людей, чтобы научиться хотя бы основам. Идут и те, кто побывал на красивом танцевальном вечере, посмотрел там на других, понял, что ничего не умеет, и решил научиться, чтобы в следующий раз выглядеть достойно. Некоторым интересно готовиться целый год – шить костюмы, ходить на занятия. А кто-то сильно не заморачивается – посещает только два-три занятия перед балом, берет костюм на прокат. Мы всем рады. Но остаются в студии надолго только те, у кого есть внутренняя потребность, цель. Ведь бальные танцы больше негде танцевать! Если вальс можно станцевать где-нибудь на юбилее, то где еще вы порадуете себя кадрилью или контрдансом?

bal_3

В основном в студии занимаются парни и девушки 20–30 лет. В 15–16 подросткам еще интересны дискотеки, чтобы почувствовать себя более взрослыми. Но когда люди становятся старше, им хочется иного. У тех, кто у нас занимается, заметно меняется осанка. Основы бального этикета накладываются и на повседневную жизнь. Я к мужу могу обращаться на «вы». Особенно в конфликтных ситуациях. И уже не скажешь: «Ты козел!» Это совершенно другой уровень отношений. Вот и у нас в студии никто не бросит небрежно: «Пойдем потанчим!» Парни привыкают подавать девушкам руку, потому что им повторяют по десять раз, что нельзя оставлять даму одну на паркете. Правда, тут есть проблема. Бальный танец подразумевает парность, а кавалеров не хватает. Тем более что сейчас в жизни вообще особенно активны молодые женщины. Раньше у нас была группа для тех, кому за пятьдесят. И бабушки хотят танцевать, и дедушки тоже не против. Но на одного кавалера – три-четыре дамы.

bal_2

– Видимо, красивая сказка больше манит женщин.

– Конечно! Они хотят попасть в историю про Золушку и принца. Но и у мужчин есть свои мотивы. Когда вокруг тебя красивого щебечут три-четыре прекрасные дамы, строят глазки, чтобы ты с ними потанцевал, кому это не понравится? – шутит Вероника. – Не знаю, как в других школах, но у нас большинство кавалеров – это программисты, математики, физики. Нет ни одного филолога, поэта. Для мужчин, которые увлекаются историей, это занятие тоже интересно. Важно доказать, что ты и на коне скакать можешь, и на паркете что угодно станцуешь. Мой муж читает специальную литературу, восстанавливает танцы по записям хореографов. Для него это чудо – понять, что придумал человек, который жил сто-двести лет назад, почувствовать себя на его месте, прикоснуться к прошлому. Вот и я могу десять тысяч раз подпрыгнуть, чтобы получилось какое-то движение. Это затягивает на самом деле.

bal_4

– Но не стало вашей профессией?

– Танцы – наше хобби помимо основной работы. Хотя сейчас я – мама в декрете. Но не забываю о своих планах, сколько нужно пошить платьев, сколько балов посетить. Если начиналось все с красивых танцев и нарядов, то сейчас мне нравится создавать эту красоту для других. Раньше переживала, что бал прошел зря, если пропустила половину танцев. Теперь могу почти не танцевать, заниматься организационными вопросами, наблюдать за тем, как люди, танцуя, становятся счастливыми. Мы привыкаем к тому, что имеем, и перестаем замечать маленькие, но удивительные вещи. Говорим, что плохая погода, когда идет красивый снег. Кричим на ребенка, который проявил фантазию и нарисовал что-то на обоях. Нарастает внутренняя злость. А на балу есть возможность вырваться в непривычную атмосферу, успокоиться и подумать о красоте. Своей в том числе – во что одет, как двигаешься, как говоришь. Появляется неосознанное стремление подняться на уровень выше.

Фото Сергея Шелега и из личного архива Вероники Ильяш

 

Самое читаемое

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Зачем публиковать под маркой свежей новости статью и фото с 2011 года? В этом году совершенно другой режиссёр и участники бала.

Комментарии закрыты