ВРЕМЯ ЖЕНЩИН. Елена Атрашкевич: композиторами не рождаются, ими становятся

В чем схожи профессии композитора и строителя, можно ли заработать на хлеб с маслом, сочиняя музыку, хватает ли в Беларуси песен для юных исполнителей — об этом и не только корреспондент агентства «Минск-Новости» беседовала с председателем Белорусского союза композиторов Еленой Атрашкевич.

— Елена Викторовна, наверное, слышали выражение, пришедшее к нам с Востока: «Композитор — это флейта, на которой играет Вселенная». Ощущаете ли вы себя таким инструментом, такой «флейтой»?

У творческих людей часто возникают такие мысли: мол, нами движут какие-то другие силы. Что это — вдохновение, Господь Бог, провидение? Не знаю…

В 11 лет я себе сказала: хочу быть композитором или строителем. Не зря же говорят, что архитектура — это застывшая музыка! Кстати, во взрослой жизни мне довелось и цемент замешивать, и кирпичи класть — восстанавливали в деревне дом, где родилась моя мама. Написание музыки сродни строительству: из кирпичиков, возникающих в твоей голове, ты складываешь какое-то здание-произведение, имеющее конкретные очертания. Композиторами не рождаются, ими становятся. Этому мастерству мы учимся всю жизнь. Помимо таланта и профессиональных навыков важны такие качества, как усердие и трудолюбие, необходимо обладать богатой фантазией и хорошим вкусом, любить жизнь. А еще уметь взять себя в руки в нужный момент, не унывать, когда кажется, что ты стоишь на месте и не развиваешься, что твои произведения никому не нужны.

Первый шаг в мир музыки мне помогли сделать родители: в пять лет пошла в кружок клуба строителей — учиться игре на аккордеоне. А позже они отвезли на прослушивание в лицей при консерватории. С этого началось мое знакомство с Минском. Просто влюбилась в этот город! Жила в интернате для иногородних учеников с 2-го по 11-й класс. Мама, а ей уже 88 лет, иногда корит себя за то, что отдала меня туда. Отвечаю: «Ты даже не представляешь, как я тебе благодарна!» Мамочка поддержала, когда я решила поступать в Ленинградскую консерваторию.

При распределении предложили выбрать любой областной город Беларуси, но мне приглянулся Молодечно — хотела быть поближе к Минску.

— Вы воспитали не одно поколение эстрадных исполнителей. Ваши песни открыли дорогу на эстрадный олимп Беларуси Александру Соловьёву, Жанет, Стелле, Алексею Гроссу и многим другим. Обидно, когда талантливые ребята покидают Беларусь?

— Те звезды, которые я зажгла, зачастую остаются. Учу молодежь не только профессиональному мастерству. Мы затрагиваем и жизненные темы, вопросы этики, морали. Поем много песен о Беларуси, написанных моими коллегами Игорем Лученком, Олегом Молчаном, Дмитрием Долгалёвым. Объясняю ребятам, что такое Родина. В итоге меняется их представление о ценности своего пребывания здесь. Уверена, у нас можно найти свою нишу и реализовать себя на все сто процентов, а в заманчивых далях — затеряться среди других талантов.

Почти всю жизнь работаю с молодежью. Педагогика — такое же мое призвание, как и музыка. Много пишу для детей — мюзиклов, песен, хоровых сочинений… Сейчас готовлю сборник произведений для младшего детского хора.

Считаю, что в нашей стране сформирован неплохой детско-юношеский репертуар. Недавно побывала на легендарном российском конкурсе «Красная гвоздика», один из этапов которого проходил в Грозном. Знаете, с какой благодарностью Национальная библиотека Чеченской Республики приняла в дар сборники музыки белорусских композиторов. Было очень приятно!

— А есть ли в вашей творческой копилке музыка, посвященная Минску, чей день рождения мы отпразднуем в эти выходные?

— О столице моими коллегами написано много замечательных произведений, в том числе и официальный гимн города — «Песня пра Мiнск» композитора Владимира Оловникова и поэта Игнатия Панкевича. У меня есть две песни, одной уже лет 15. Вторая написана пару лет назад, она прозвучала в исполнении сводного хора на фестивале «Спявай, мая сталiца!», который проводится в филармонии в мае раз в два года. Это был потрясающий миг: ты сидишь за роялем, тебя окружает детское многоголосье, и чувствуешь эту молодую энергию, ощущаешь эмоции, идущие от зрителей… Мощный стимул для того, чтобы творить дальше. Еще одна из моих песен — на стихи Василия Жуковича — стала гимном Минщины.

— В марте этого года вы возглавили Белорусский союз композиторов, став первой в его истории женщиной, занявшей этот пост. Вникли уже в работу творческого союза, наметили для себя и коллег какие-то задачи?

— У нас немало творческих задумок, которые мы хотим реализовать под маркой Союза композиторов. Это и конкурсы, фестивали, и создание коллективов, которые будут популяризировать белорусскую музыку. Запланированы международные встречи. Мы с коллегами также озабочены изданием совместных сборников. Я выступаю автором и редактором хорового сборника лучших сочинений, написанных для детей композиторами, работающими в жанре песни. Его специфика в том, что многие произведения выйдут в свет в виде хоровых партитур. Например, песня «Остров» Игоря Лученка, которую ранее исполнял Александр Солодуха. С согласия Александры Григорьевны, вдовы Игоря Михайловича, сделано переложение произведения, и эта композиция, как и многие другие, зазвучит в исполнении хора.

В 2019-м отмечается 100-летие со дня рождения композитора, дирижера, педагога Евгения Александровича Глебова. Союз композиторов не останется в стороне от этого события.

Радует, что наши ряды пополнились молодыми, перспективными, инициативными творцами. Возлагаем на них большие надежды. Еще одна задача — в большей степени сплотиться, заявить о себе, научиться зарабатывать деньги…

— «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать…» Профессия композитора хлебная?

— Не люблю коммерческих вопросов в творчестве, тем не менее любой сочинитель музыки понимает, что его труд должен быть вознагражден, иначе он останется хобби. В нашей сфере многое зависит от твоей успешности как композитора, востребованности, запросов рынка. Надо много трудиться, чтобы на столе постоянно был хлеб с маслом. На каком-то этапе даже выступать альтруистом, понимать, что не всегда то, что вышло из-под пера, должно быть оценено финансово. Пусть для начала твое творчество с восторгом примет публика.

— В одном из интервью вы признались: «Часто меня бывает так много для меня самой, что вроде и надо остановиться, но… Не получается». А может, вы просто не хотите останавливаться? И как отдыхает композитор, какую музыку слушает?

— Наверное, не хочу (смеется). По своей сути я очень скромный человек. Но в жизни складывается так, что оставаться в тени не удается. Не умею отказывать, не имею права быть слабой, обязательно должна завершить начатое. Возможно, эту закалку я получила благодаря моему общежитскому прошлому: родители далеко, ты сам должен понять, как жить, не нарушая главных заповедей.

Что касается отдыха… Много занимаюсь с вокалистами, учебный день начинается в 8 часов утра и заканчивается зачастую после 8 вечера. Поэтому, когда еду с мужем в машине домой, то слушаю тишину. Но если все же хочется музыки, включаю классику — Моцарта, Бетховена. В годы юности собирала пластинки, до сих пор их храню. В коллекции есть балет «Спартак» Арама Хачатуряна, «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева и многое другое. Время от времени к ним возвращаюсь. Люблю наш оперный театр, филармонию. Этой весной, когда проходил внеочередной съезд Союза композиторов, состоялся концерт белорусской симфонической музыки. Горжусь своими коллегами по цеху! Наверное, одна из моих задач как руководителя творческого объединения — постараться сделать так, чтобы хорошей музыкой восхищалось как можно больше людей. К сожалению, нередко приходится слышать несправедливое «у нас нет хороших композиторов, исполнителей, дирижеров». Всё у нас есть, просто надо научиться это видеть и слышать. Давайте уважать себя как нацию.

Справочно

Елена Атрашкевич окончила теоретико-композиторский факультет Ленинградской консерватории. Работала в Молодечненском музыкальном училище, в настоящее время преподает в Минском государственном колледже искусств. Ее сочинения не раз были отмечены в числе победителей на международных конкурсах и фестивалях.

Удостоена звания «Человек года Минщины — 2015». В 2017-м ей присуждены национальная музыкальная премия в направлении популярной музыки «Лира» и диплом лауреата республиканского конкурса в номинации «Лучший композитор года». Награждена медалью Франциска Скорины.

Фото Сергея Пожоги

ТОП-3 О МИНСКЕ