ВРЕМЯ ЖЕНЩИН. Как инженер-конструктор Ирина Тарасевич стала разработчицей белорусских беспилотников

Белорусские беспилотники — гордость отечественной науки. Среди тех, кто их создает, — ведущий инженер-конструктор Ирина Тарасевич. С ней пообщалась корреспондент агентства «Минск-Новости».

В 50 жизнь только начинается

С профессией И. Тарасевич угадала. После школы поступила в Минское ПТУ № 94 машиностроения (сегодня это Минский государственный машиностроительный колледж), потом окончила машиностроительный факультет БПИ (ныне БНТУ). Не одно десятилетие трудилась в Институте электроники НАН Беларуси, в НПЦ «Плазматек». От рядового техника доросла до ведущего инженера. В 47 лет пришла в Физико-технический институт НАН Беларуси. Здесь ей пришлось с нуля освоить совершенно новые для нее компьютерные программы. Было непросто, но она справилась. О большем в профессии и не мечтала. Особенно если учесть, что всегда очень дорожила семьей, была заботливой женой и мамой… Но 7 лет назад Ирине предложили стать ведущим инженером-конструктором в Научно-производственном центре многофункциональных беспилотных комплексов НАН Беларуси.

— Некоторые сомнения, безусловно, были, — рассказывает Ирина Степановна. — За свою жизнь всего-то два раза летала на самолетах и никогда не имела дела с авиационным конструированием. До пенсии всего три года… Но подтолкнули коллеги: «Ты столько времени сидишь на одном месте, надо двигаться вперед!» Ключевыми оказались слова одного из будущих руководителей: «Мы вам поможем». Подумала — и рискнула.

Полеты во сне. Наяву… беспилотники

В Беларуси нет традиционной школы авиационных конструкторов и дизайнеров. Кадровый голод тормозил реализацию амбициозных проектов по созданию собственных беспилотных авиационных комплексов (БАК). Выручали выпускники Московского и Харьковского авиационных институтов, которые после распада СССР остались в Беларуси. Они-то и помогли обучить непрофильных инженеров.

— Пять лет на новом месте дались непросто, — говорит И. Тарасевич. — Пришлось много читать, изучать, осваивать. Иногда приходила после работы домой уставшая так, будто вагоны разгружала. Часто не могла ночами уснуть, продолжая думать над тем, как решить поставленную конструкторскую задачу. А засыпала — и во сне приходили подсказки.

Муж Сергей, видевший, как устает супруга, уговаривал: уходи на пенсию. Но ее удерживали интерес и доброжелательный дружный коллектив. Никогда прежде И. Тарасевич не видела, чтобы результаты ее конструкторского труда так быстро материализовывались. Начертила на компьютере какую-то деталь или элемент оборудования — тут же распечатали 3D-модель, проверили на соответствие требованиям и запустили в производство. В НПЦ многофункциональных беспилотных комплексов НАН Беларуси вся теория проверяется практикой.

— Ирина Степановна очень исполнительная, любое дело доводит до конца, не боится учиться новому, — характеризует коллегу заведующий специальным конструкторско-техническим отделением НПЦ Александр Мамончик. — Среди конструкторов женщин меньше, чем мужчин. Но те, кто задерживается в профессии, не уступают сильному полу, потому что любят свое дело, а это самое главное.

Сегодня ведущий инженер-конструктор И. Тарасевич сама делится опытом с молодыми специалистами, которые приходят сюда работать.

Вместе с Ириной Степановной идем в производственный цех, где она показывает беспилотники: вот «Буслы» для видеомониторинга местности, вот «Буревестник» весом до 240 кг, вот дирижабли, предназначенные для высокоточной съемки местности, решения экологических задач и охраны заповедников. В каждом из этих БАК есть и ее личный вклад. И, к слову, из 42 лет трудовой биографии самыми интересными и плодотворными Ирина Тарасевич считает последние 7, проведенные в НПЦ многофункциональных беспилотных комплексов НАН Беларуси.

— Когда что-то не получается, решаю: ухожу на заслуженный отдых, — признается Ирина Степановна. — Есть чем заняться — в загородном доме с огородом мы с мужем все обустраиваем своими руками. К тому же давно хотела научиться плавать и водить машину и все время откладываю на потом… Но приезжаю в центр, сажусь за компьютер и так увлекаюсь выполнением задания, что к концу дня говорю себе: «Мы еще полетаем!» Не исключено, шучу, что самолетом научусь управлять раньше, чем машиной. Здесь, в центре, у меня будто открылось второе дыхание.

Слушаю собеседницу, вижу, как горят ее глаза, и думаю: чтобы создавать беспилотники, самому нужно быть окрыленным человеком. Человеком, который, несмотря на возраст, отваживается рискнуть, сделать шаг навстречу чему-то новому и смело написать самую захватывающую главу своей жизни.

Фото Сергея Пожоги

ТОП-3 О МИНСКЕ