ВРЕМЯ ЖЕНЩИН. «Женщина года — 2018» Марина Гнедая – об особенностях внутреннего туризма

О том, чем приходится жертвовать бизнес-леди, какие экскурсии в Беларуси привлекают наших соотечественников и зарубежных гостей, а также о качестве подготовки молодых специалистов беседовал с директором предприятия «Автоматизированные технологии туризма», победителем республиканского конкурса «Женщина года — 2018» в номинации «Лидерство и успешное руководство» Мариной Гнедой корреспондент агентства «Минск-Новости».

— Марина Владимировна, более 10 лет назад вы начали свое дело и добились немалых успехов. В июне 2017 года ваше предприятие было занесено на Республиканскую доску Почета. Впервые с момента ее открытия в 1999 году столь высокой награды была удостоена частная туристическая компания. Женщина в бизнесе: трудно ли добиться успеха?

— Наше предприятие основано в 2007-м. Двумя годами ранее вышел Указ Президента, согласно которому белорусские санатории должны были сами заботиться о своей заполняемости. Многие здравницы не знали, как оформлять документы, привлекать клиентов, выходить на международный уровень… И мы увидели для себя неплохую нишу в туристическом деле. Директором компании я стала в 25 лет. Не скрою, поначалу чувствовала к себе настороженное отношение со стороны партнеров по бизнесу: мол, приехала какая-то юная барышня решать важные вопросы, договариваться о квотах, бронировании большого количества мест в санаториях… Но в ходе диалога они убеждались в том, что наше предприятие пришло на этот рынок всерьез и надолго.

Тогда же мы создали специализированный интернет-портал, первыми в стране собрали и систематизировали информацию обо всех отечественных санаторно-курортных учреждениях. В дальнейшем появились новые направления деятельности. В любом деле легче добиться успеха, если рядом с тобой единомышленники. Мне помогает дружная команда, совместными усилиями мы и смогли чего-то добиться. Для директора компании важны такие качества, как ответственность и целеустремленность, умение не отступать перед трудностями. Пришлось ли мне, как женщине-руководителю, чем-то жертвовать? Побыть в полноценном декретном отпуске не удалось. Мама помогала присматривать за малышами. Сейчас сыну девять лет, дочери — пять. Стараюсь уделять семье как можно больше внимания. Муж и дети привыкли, что у меня могут быть срочные дела, командировки в выходные, понимают меня и поддерживают.

— Беларусь все чаще попадает в списки стран, наиболее привлекательных для туристов. Вкусы белорусов и иностранцев в плане отдыха в Синеокой схожи или разнятся? И какие недоработки, на ваш взгляд, еще остались в сфере внутреннего туризма?

— Сегодня к нам обращаются как белорусы, так и иностранцы — примерно 50 на 50. Белорусские санатории очень любят россияне. Да и соотечественники их оценили по достоинству.

Повышается уровень сервиса. Конечно, есть к чему стремиться и что улучшать. В некоторых популярных у путешественников местах, даже таких, как Мир и Несвиж, не хватает кафе, где можно накормить обедом большую экскурсионную группу. Если в Минске с гостиницами хорошего уровня проблем нет, то в областных и районных городах их не хватает. Такие вопросы возникают по Бресту и Гродно, где действует 10-дневный безвизовый режим для приграничных районов. Иностранцы, как правило, не много знают о Беларуси и хотят увидеть общеизвестные достопримечательности. Заказывают обычно обзорную экскурсию по Минску, едут в наши замки, Беловежскую пущу, Брестскую крепость. Белорусам же интересно что-то необычное. Радует, что появляются новые маршруты, например, в Полесский государственный радиационно-экологический заповедник. Набирают популярность и производственные экскурсии, которые позволяют узнать, как производят шоколад и сельскохозяйственную технику, добывают нефть. Последний маршрут весьма любопытен. Его участники увидят, где находится первая буровая вышка и как живут те, кто там трудится, побывают в музее нефти, пройдут посвящение в нефтяники и даже привезут с собой капсулу с черным золотом.

Готовимся мы и к II Европейским играм, разработали график экскурсий на каждый день. С 10 июня по 10 июля будет действовать безвизовый въезд, что, несомненно, привлечет немало иностранцев.

— В сентябре 2018 года начала свою работу уникальная для Беларуси бесплатная интернет-площадка о туризме и отдыхе в нашей стране. Создали ее сотрудники вашей компании. Есть ли планы по дальнейшему развитию онлайн-канала?

— Собираемся составить подборку видеоблогов о белорусских базах отдыха, национальных парках и заповедниках. Существующий онлайн-канал о туризме постоянно развиваем. В Сети популярны так называемые ролики «Один день в белорусском санатории», в которых наш сотрудник показывает здравницу изнутри: где живут отдыхающие, как питаются, какие лечебные и профилактические процедуры здесь можно пройти.

— Вы окончили географический факультет БГУ. Наверное, мечтали работать в сфере туризма, еще будучи студенткой. Сегодня таких специалистов обучают в нескольких вузах Минска. Довольны ли вы, как директор предприятия, уровнем их подготовки?

— Специализацию «География туризма и экскурсионный менеджмент» я выбрала сознательно. Училась в школе № 181 в лицейском классе, занималась в экологическом кружке. Однажды к нам пришел заместитель декана геофака БГУ. Он так увлеченно рассказывал о географии Беларуси, об интересных местах! Это и стало для меня решающим моментом в выборе профессии.

Многие наши менеджеры получили эту же специализацию. Качеством образования я довольна. Мы не боимся брать молодежь без опыта работы — проще обучить сотрудника под свои нужды, чем переучивать. Последние несколько лет к нам трудоустраиваются и выпускники лесохозяйственного факультета Белорусского технологического университета (специализация «Туризм и природопользование»). Они изначально ориентированы на внутренний туризм, проходят практику в лесхозах, национальных парках, Березинском заповеднике, напрямую соприкасаются с тем, о чем потом будут рассказывать гостям.

— Бывая за границей, наверняка не выключаете в себе директора туристической компании и что-то берете на заметку. Где проводите отпуск сами?

— Часто путешествую по стране, так что знаю многие уголки Синеокой. Выезжаю в командировки в Россию, ведь ее жители — наши основные клиенты. Российские санатории — конкуренты белорусских. Смотрим с коллегами, как развивается у соседей этот рынок. Стараемся не отставать и перенимать лучшее.

С семьей отдыхаю в основном в Беларуси, нам нравится Беловежская пуща. Люблю бывать на малой родине родителей — в деревне Октябрь, что в Солигорском районе. Там жили бабушка с дедушкой, там прошло мое детство… Приезжая туда, всякий раз мысленно возвращаюсь в ту пору, рассказываю своим детям о нашей жизни, показываю любимые места. Такие поездки еще больше сближают семью, позволяют ребятам узнать историю и географию родной страны.

Фото из личного архива Марины Гнедой и att.by

ТОП-3 О МИНСКЕ